Что вы обязательно должны написать в своем письме:
- Указывайте город — очень часто консультанту проще перенаправить ваш запрос специалисту из вашего города (несмотря на то, что нас очень мало);
- Пишите без «спасите, помогите!» — вы должны понимать, что-то что для вас является «трагедией», для консультанта «еще один случай». Лишние эмоции, паника, поиск быстрого решения тут не помогут;
- Прося помощи, понимайте ее ограниченность — вы должны понимать, что в нашей стране нет инфраструктуры решения подобных проблем и консультации уникальны в своем роде. Консультант не сможет и не обязан бросить все свои дела и заниматься исключительно вашей проблемой. Очень часто такие проблемы нельзя решить легко или быстро;
- Указывайте свое образование/профессию/рабочую специальность, образование/профессию/рабочую специальность жертвы — консультанту не нужны копии дипломов или название работодателя, но общая информация об этом крайне важна;
- Указывайте состав семьи и отношение семьи к проблеме — консультанту важно описание социального окружения до попадания в культ, а так же отношение родственников к проблеме. К сожалению, очень часто, часть семьи игнорирует проблему и т. п. Вывод человека из культа это коллективное действие, где консультант является не самым главным лицом (для культистов мы чужие люди, а часто представители «дьявола» и т. п.);
- Название культа, книг и людей — указывайте название культа, адреса, название книг и авторов, а так же фамилии руководителей сект. Любая информация позволит быстрее классифицировать культ, найти необходимого специалиста и понять с какой проблемой вы столкнулись. В отличие от пострадавших, у консультантов достаточно обширные базы данных (хоть и поверхностного характера), и нам проще определить культ, зная необходимую информацию;
- Хронология — старайтесь излагать события в хронологическом порядке. Что было до культа, как произошло попадание в культ, что произошло после. Описывайте не только ситуацию с культистом, но и свою реакцию с родственниками.
- «Показывайте все скелеты в шкафу» — Если вы что-то не договариваете или вам стыдно о чем-то писать, то вы сильно снижаете возможность эффективной помощи консультантом. Онлайн-консультирование это крайне ограниченный вид консультирования, который не может заменить классического приема у специалиста. Чем сильнее вы искажаете факты, тем не правильней могут быть советы консультантов. Не забывайте уточнять о социальных недугах или патологиях в своей семье (например были ли психически больные люди на 2−3 поколения назад, алкоголизм, наркомания, сложные смерти близких людей и т. д.).
- «Бесплатный сыр» — Есть большая разница между «просить» и «требовать». Консультант не обязан вам помогать, только из-за наличия у вас проблемы. Большая часть консультантов, оказывая помощь, на самом деле работает по другому профилю или в другой тематике. Консультирование по выходу это не государственная услуга, где вам что-то обязаны делать, это обыкновенное коммерческое консультирование (по крайней мере пока ситуация именно такая, хотя в том же Казахстане есть сеть государственных консультаций для пострадавших от сект). Фактически ситуация выглядит так, что «вас много, а я один». Проблема не может разрешиться сама за одну или две встречи с консультантом. Если вы просите помощи, то делайте это вежливо, а не требуйте «вы нам должны помочь», «дайте адреса спецслужб», «сделайте нам это или то»! Если вам нужна помощь, а вы не готовы за нее платить, то научитесь «правильно слушать и правильно говорить» (лично меня особенно бесит требование «все объяснить и разжевать при бесплатном консультировании, когда родственникам лень начать изучать необходимую литературу»). Иначе консультанту проще уделить время тем, кто готов слушать рекомендации (хотя есть «проблема доверия», но это уже вам решать).
- «Мы уже столько попробовали» — сразу описывайте, что вы уже делали в плане оказании помощи, какие беседы вели т.п. Очень часто бывает, что «оказывается уже привлекались представители традиционных религий, милиция, УФСБ» или что-то другое. Быть замыкающим в консультировании, когда вы уже успели наделать все ошибки, какие смогли собрать — крайне печальная участь.
- «Умение говорить спасибо и уход по английски» — если вам что-то не нравится, то так и пишите в своих письмах. Консультанту сложно догадываться о ваших мыслях и эмоциях. Часто клиенты забывают сказать «спасибо» и уходят «по английски» — просто пропадая. Если вам не нравится консультант, то он вам предоставит контакты другого. Если вы считаете, что проблема решена, то так и скажите об этом. Несмотря на свою «черствость» — консультанты живые люди и каждый клиент это часть эмоциональных переживаний консультанта. Нам хорошо, когда у вас все хорошо.