Михаил вершинин

Профессия «консультанта по выходу»: «доброжелатели» и репутация

Описание возможных коммуникационных рисков при общении с определенными группами комментаторами практики и публичной деятельности консультанта по выходу
  • /
  • /
В продолжение моих статей о профессии консультанта по выходу считаю важным осветить такие аспекты, как «доброжелатели» и репутация консультанта.

Чем дольше вы работаете «консультантом по выходу» и общаетесь на сетевых ресурсах, тем быстрее у вас формируется «репутация». А вот насколько она позитивная или негативная зависит:

  • от вашего поведения,
  • качества ваших работ,
  • от количества ваших «доброжелателей».

Вы должны понимать, что любая критика деструктивных культов, идеологий и личностей, приводит к тому, что вы сталкиваетесь с людьми, у которых полярная точка зрения. Это абсолютно нормально для любых коммуникаций. Однако в сфере психиатрии и психологического консультирования (в том числе онлайн) это «противопоказания к применению лекарства» сопровождающая вашу работу — вечная «головная боль».
Как я уже писал во многих заметках, в культах развиты определенные «подходы» к работе с критиками и негативной информацией о культе. Где-то могут вас проклинать, судится с вами, а где-то работать с вашей «репутацией». Распространять слухи и свои истории общения с вами, или оспаривание ваших точек зрения (причем делается все без вашего участия).

В нормальной полемике, подобная борьба точек зрения заканчивается выяснением мнений, конфликтом и продолжением «жития-бытия». В ситуации консультирования жертв деструктивных культов и сект — «перепост» будет повторяться по кругу (цикличность). Вы становитесь некой «мельницей», на которой сконцентрируется определенная, не согласная с вами, группа «одиночек», имеющих альтернативное, но как правило, «истинное» (!) мнение.

У большей части «зацикленных доброжелателей» подобная тяга связана с их психологическими проблемами и неврозами. Другие просто являются одним из подвидов «троллей», которым придает определенное удовольствие анонимно «конфликтовать» с публичной фигурой (см. Троллинг вызывает ощущения, сходные с опьянением или чувством неограниченной власти + это накладывается у некоторых на религиозное призвание). И лишь небольшая часть из данных одиночек являются людьми, которые действительно хотят «защитить свой культ» или «свое виденье» данной ситуации. К сожалению, у большинства из «адекватных защитников», работает только «диктофон» (воспроизведение цитат из культовых источников или «мой гуру сказал, что…») или стандартный культовый протокол борьбы с внешним инакомыслием:
«Важно увести беседу с обсуждаемой критической информации на личность критика и его недостатки».
В двух случаях из трех, ваша полемика скатится к обсуждению «вас, как шарлатана» или «уточняющие вопросы» (форма буллинга у саентологов; подвид «саентологической игры» это «травля и охота» на критикующих). Я четко прослеживал линию беседы с разными саентологами про судебные иски в разных странах мира — заканчивалось все «А какого цвета галстук был у судьи? Как, вы не знаете? Тогда, как вы можете знать все остальное?».

И как я уже отмечал в других заметках — все сводится, что «наша секта хорошая и пушистая», а вот ее «американская прародительница была „плохой“, но мы к ним не имеем никакого отношения теперь». Или другой вариант — «психологи зарабатывают миллионы на антикультовой лжи и преследовании».

Типология комментаторов

Вот типология групп, которые будут комментировать работу «консультанта по выходу» всю его практику (писал по группам личностей с которыми сталкивался в своей практике):
«Культисты-тролли»
Индивиды, которые получают дополнительное удовольствие (помимо «религиозного рвения») от конфликта с вами в сети или от распространения про Вас «правильной информации». Такие есть, но малочисленны. У меня, например, в одном блоге есть тролль, которому нравится писать мне матом комментарии;
«Культисты-ненормальные»
Индивиды, которые будут преследовать вас, т.к. вы стали их «смыслом жизни» («мельницей»). Доказывая всем, что вы «шарлатан» и «распространяете ложь про их культ», они успокаивают себя, что «они нормальные» (процесс замещения и ухода от решения своих неврозов и психологических проблем). Подобных пациентов очень много в любой психиатрической клинике — навязчивые мысли, бред преследования и т. п. В консультировании по выводу из сект подобных «персон» мало, но они, в отличие от троллей, не устают и будут вас преследовать дольше всех. Объяснять им что-то бесполезно, т.к. они классические хейтеры;
«Культисты-защитники»
Индивиды, которые пытаются с вами достаточно вежливо обсудить вашу «неправоту» и т. п. Обычно это обыкновенные сетевые вербовщики или активные культисты, которым дали ваш материал, как «Вот по какой причине я не пойду к вам петь песни про Христа на квартиру». Общаться с ними комфортно, т.к. они не истерят и не троллят, но скучно. Если вы не религиовед, то маловероятно, что вы получите удовольствие от чтения цитат «такой-то святой/наставник/гуру/умный человек сказал…». Своего мнения у них нет. Такие встречаются часто в практике общения, особенно если Вы специализируетесь на религиозных культах;
«Застрявшие в дверях»
Индивиды, которые самостоятельно покинули культ, но не получили психологической помощи в процессе выхода и не прошли реабилитацию. Тут бывает два варианта: они физически не в культе, а мышлением там — ищут нового «повелителя»; начинают бороться с культами и через какое-то время с антикультистами. Подобный феномен был неоднократно зафиксирован в общении с «застрявшими». Скорее всего это вызвано вытеснением своей агрессии на «тех кто не помог мне в нужное время» (+ у «застрявших» проявляется поиск своего «правильного решения проблем зависимости от культов, которым наука не может помочь из-за своей ограниченности»). У них получаются интересные спайки с «культисты-ненормальные», при условии, что последние не из их бывшей секты или культа. Встречаются так же часто, как и «ненормальные»
«Фанаты»
Индивиды, которые формируются вокруг фигуры «консультанта» и готовы бороться с любым критиком его подходов. Некий аналог «сетевых хомячков». Чаще встречаются вокруг «консультантов от традиционных религий». Кроме «мнения их идола» — других не существует;
«Антикультисты-инквизиторы»
Индивиды, которые часто сталкиваются с культами в своей работе и даже могут оказывать консультационную помощь жертвам сект и культов. В большинстве случаев, они «знают как правильно (!) решить проблему культов» или «как нужно оказывать помощь», а другие мнения и альтернативные подходы для них, как «красная тряпка». Конфликты с вами будут проходить с использованием научной аргументации, но сведется к «вопросу вашей некомпетентности». В дальнейшем они не пройдут мимо возможности упомянуть о «ваших недостатках и научных заблуждениях». Очень жесткие в своих формулировках и хоть на научном арго, но так же как и тролли, «обсуждают» всех кто не с ними в «одной лодке». Встречаются не только в среде светских специалистов, но и в среде спецслужб и традиционных религий;
«Антикультисты-на-один-раз»
Индивиды, которые вступают в конфронтацию с культами ради решения своей проблемы (в большинстве случаев родственники «жертв»). Как только они ее решают, то вся активность прекращается. Постоянно рассуждают о «большом враге», который контролирует «суды, почтамты и пароходы». Обожают менять консультантов или работать одновременно с несколькими, выбирая части рекомендаций, которые им больше нравятся. Когда у них ничего не получается и ситуация только ухудшается — начинают винить консультантов;
«Наблюдатели»
Блоггеры, простые обыватели, которые любят обсуждать проблему культов. Тут все зависит от того «понравились вы (ваши материалы, высказывания) им или нет». Таких очень много, особенно в ЖЖ;
«Представители традиционных религий»
Все зависит от ваших отношений с представителями традиционных религий и Ваших высказываний о роли традиционных религий во всех аспектах общественной активности (см. мою статью «Традиционные религии и культы»). Если у вас конфликт с ними, то будьте готовы столкнуться с их фанатами и обвинениями в грехах;
«Клиенты»
Формально клиенты могут публиковать отзывы и т. п., но вы связаны тайной переписки и этикой. Если у клиента «каша в голове» и он творчески пересказывает опыт работы с вами, то Вы можете столкнуться с дилеммой как реагировать на заблуждения;
«Журналисты»
Аналогичны «наблюдателям», но дополнительно на них влияют их религиозные предпочтения и «политика редактора» (см. мою статью «Общение с телевидением»). В своей практике вы можете часто столкнуться с журналистом-культистом и получить массу незабываемых впечатлений.
Бороться с троллями, неадекватами и т. п. бесполезно и отнимает ваше время и нервы. Максимум, что нужно делать, так это оставлять комментарий-пост для «наблюдателей», чтобы обозначить свою точку зрения на «конфликт». Природа не терпит пустоты и если на авторитетном сайте вас склоняют в форуме, то может сложится мнение у «обывателя», что там пишут «правду».

Лично я уже пережил 3 или 4 расследования «культистов» в сети, которые «показали всю мою ужасную сущность». Часть «неадекватных» (у меня их около 5−6) продолжают атаковать меня, как «мельницу». Здесь я ничего поделать не могу — клиника.

Занимаясь борьбой с культами, вы должны понимать, что ваша активность в сети с одной стороны приводит к формированию общественного мнения о важности вашей деятельности, а с другой стороны делает из вас «Цель» для огромного количества троллей, культистов, религиозных фанатиков и т. п.

Попробуйте не замечать их, ведь ваша помощь нужна «жертвам» больше, чем вы переживаете из-за «грязи» вокруг вас.
Статья написана 24 ноября 2010 г. для моего старого блога «Социальная психология в действии»
Михаил Вершинин
Социальный психолог