Михаил вершинин

Традиционные религии и культы

Статья про специфику борьбы традиционных религий с культами и сектами
  • /
  • /
Продолжу серию заметок об отношении к культовой проблеме со стороны важных институтов общества. Давайте посмотрим, как традиционные религии борются с нетрадиционными религиозными движениями, среди которых много культов и сект.
Общаясь и работая с представителями традиционных религий, через какое-то время начинаешь понимать, что их отношение к культам кардинально отличается от общественных интересов или подхода светских специалистов. Это ни хорошо и ни плохо — это просто другая система координат.
Традиционные религии в России
Согласно N 125-ФЗ о свободе совести
Христианство
Православные, Католики, Протестанты
Ислам
5 духовных центров на территории РФ, которые делят власть между собой
Иудаизм
Две линии: американская и традиционная, ФЕОР и КЕРООР
Буддизм
Проблема сектанства и деструктивных культов остро стоит только для двух религий: Ислама и Христианства. Иудаизм и Буддизм в этом плане не ведут никакой работы и практически не обозначают своей позиции по данным вопросам.

Для Ислама проблема сект в основном связана с радикальными течениями, террористическими ячейками и достаточно редко — культовыми группами. Это не значит, что мусульмане не попадают в культы. Есть даже ряд культов, которые обожают работать именно с мусульманами. Например мунисты, они же муниты.

Из-за данной специфики в Исламе нет какой-либо организованной борьбы с культами, а в основном идет идеологическая борьба с радикалами, которые под видом традиционного Ислама вербуют в боевики молодых мусульман.

Наиболее активная борьба с культами ведется Христианством. Если протестанты и католики ограничиваются своими приходами и распространением переведенной западной религиозной литературы о культах, то Православие, в лице РПЦ МП, создало небольшую сеть консультационных центров, активно ведет работу со своими сотрудниками, по некоторым культам выступает с заявлениями в СМИ и активно борется с культами. Но и тут есть своя специфика, которую нужно понимать.

Попробую поделится 5-ю простыми наблюдениями за свою практику:

  • РПЦ МП помогает (практически всегда) только своим прихожанам-верующим или «условная плата за помощь — принятие православия» (это опять ни хорошо и ни плохо, хотя для светских специалистов считается недопустимым);
  • Основные оппоненты среди культовых групп у РПЦ МП делятся на два подвида: «внутренние ереси» (сюда можно отнести и младостарчество, и псевдо-православные группы, которые множатся в последние 15 лет) и культы-конкуренты (активно растущие культы, наподобие неопятидесятников-харизматов; фактически организованная борьба с культами у РПЦ сконцентрирована на наиболее опасные культы для Православия, но не всегда (речь о «здесь и сейчас») на культы, которые наиболее опасны для общества в целом);
  • Организационные вопросы и интересы превалируют над культовой борьбой («деньги любят тишину», т. е. избегание конфликтов и скандалов с культами, особенно судебных споров — кроме судов одиозных православных специалистов по культам с культами);
  • РПЦ МП может сотрудничать с отдельными представителями культов, если те являются православными (например саентологи активно жертвуют на строительство объектов РПЦ, но делают это «в частном порядке»), т. е. то что для вас может быть культом, для РПЦ МП может быть «авторитарной группой, которая заблуждается» или (якобы) «ищущий обратный путь к спасению (обеспеченный) культист» — достаточно спорный и неоднозначный вопрос;
  • Основная полемика по культам ведется через специальных представителей РПЦ МП, которые формируют ее официальную позицию (соответственно ее нельзя изменить на местах). Когда вам будет нужна помощь, то ее попытается оказать ваш духовный наставник (священник) или вас отправят к официальному лицу, который отвечает за этот вопрос в Епархии (здесь очень много зависит от его опыта и желания помочь, т.к. несмотря на то, что РПЦ это институт религии, но бюрократия и иерархические ограничения в ней присутствуют). Я специально не буду заострять ваше внимание на том к кому и как нужно просится на прием в вашей Епархии.
Стоит отметить важные моменты взаимодействия светского консультанта с представителями традиционных религий:
Работа с традиционными религиями и государством
Тут все просто. Любые более или менее здоровые силы, у которых возможно другая идеология и вы с ней не совсем согласны, но тоже борющиеся с культами - ваши партнеры и помощники. Государство и традиционные религия именно те партнеры, которые вам нужны, как психологу. Сотрудничество должно идти только на безвозмездной основе с вашей стороны.

Проработав некоторое время в культовой теме, вы будете неприятно удивлены, что реально работающих по этой теме в вашем регионе единицы. Вы будете рады любой помощи и общению. Только не ищите партнеров в политических партиях и объединениях, старайтесь их обходить стороной ("любовь на одну ночь").
Статья написана 18 мая 2011 г. для моего старого блога «Социальная психология в действии»
Михаил Вершинин
Социальный психолог