Михаил вершинин

Моральная паника и ЧВК «Рёдан»

Статья о информационном инциденте, который перерос в моральную панику о субкультуре неонацистов-анимешников
В 20-х числах февраля 2023 года в телеграм-каналах, а затем в соцсетях и федеральных медиа, стали писать об опасной аниме-субкультуре ЧВК «Рёдан», которая нападает на «кавказцев» на фуд-кортах торговых центров России. Их отличительная черта «пауки с цифрой 4», любовь к аниме и длинные волосы.
Моральная паника
Социальный феномен, заключающийся в распространении в обществе массовой истерии относительно чего-либо, якобы угрожающего безопасности общества и/или его моральным ценностям.

Главной характеристикой моральной паники является непропорциональность реакции на угрозу, когда события, имеющие тривиальное значение, вызывают эпизоды широко распространённого беспокойства и страха.
Разгон истерии по региональным ТВ-каналам
Некоторые журналисты и обыватели стали говорить, что это какая-то секта. Конечно это не так.

На данный момент в обществе и информационном поле распространяется моральная паника и большое количество сомнительной информации о существовании молодежной злодейской организации «ЧВК Рёдан». Причем моральная паника захлестнула не только Россию, но и Украину, где бдительные граждане нашли опасные филиалы в Одессе и других городах.

Любые заявления о существовании отдельной «субкультуры» «ЧВК Рёдан» это спекуляция на высокой тревожности, раздувание скандала и паники. Это относится и к заявлениям о том, что аниме опасно и «оно зомбирует детей».

Мир взрослых в нашей стране уже очень давно оторвался от мира детей, которые живут в своем информационном поле со своими ценностями и увлечениями. Сейчас у молодежи в моде кей-поп, дорамы и аниме, но это вызвано разными причинами. От тик-тока и до блокады нашей страны со стороны западного масскульта.

Раньше, буквально лет 20 незад, можно было говорить о том, что человек приверженец одной субкультуры, то теперь молодые люди комбинируют разные в течении дня. Утром он анимешник, в обед рэппер или битбоксер, а вечером рисует граффити или зацепер. И это большой вызов для современных исследователей субкультур и девиантного поведения.

Деструктивные практики действительно есть и развиваются в молодежной среде, их профилактике необходимо уделять внимание, как со стороны родителей, так и общества и государства. Но повторюсь, что «ЧВК Рёдан» и поклонники аниме не имеют к этому никакого отношению.
Если брать примеры из «арабской весны», где мусульманская молодежь активно участвовала в свержении правительств, то есть понятие «улицы». Некоего общественного городского пространства, где молодежь себя реализовала, контактировала между собой и пассивно выражала протест.

Педагоги и возрастные психологи используют для этого термин «сцена», а если говорить терминами из мира социологии, архитектуры и социальной психологии, то это речь про «третье место». Первое это работа/учеба, второе это дом, а третье — где мы общаемся и проводим время с важными для нас людьми.

В моем детстве это были дворы и гаражи, а сейчас, для многих современных подростков это фуд-корты торговых центров. И как раньше, там бывают конфликты и попытки контролировать какие-то части пространства. Как раз первые конфликты в Москве с упоминанием «ЧВК Рёдан» связаны с этим.

Действительно существует некая проблема между представителями разных национальностей, особенно из Средней Азии, которые иногда ведут себя достаточно агрессивно или не учитывая российскую культуру поведения и общения. Конфликт на фуд-корте в Москве начался из-за попытки анимешников защитить несовершеннолетнюю девочку от «ухаживаний».

А дальше десяток телеграм-каналов 22 февраля, в преддверии праздника и даты начала СВО начинает разгонять тему, СМИ подхватывают и доводят это до массовой истерии, как было с безответственным и непрофессиональным материалом «Новой газеты» про якобы сеть «Синие киты», а дальше мы с вами видим эффект челленджа и присоединения огромного количества подростковых групп, которые хотят признания и контроля над вниманием к себе.

«Забиваются стрелки в ТЦ» и дальше, мир взрослых видит подтверждение, что «ЧВК Рёдан» существует чуть ли не в каждом городе и ведет борьбу с другими субкультурами и этносами, пропагандируя насилие. Причем моральная паника захватила не только Россию, но и Украину, где сразу появились свои «ЧВК Рёдан», а местные медиа и политики стали говорить об атаке российских спецслужб через украинских детей. Ну вы понимаете уровень абсурда.
Спорные заявления о реальности «ЧВК Рёдан»
Субкультуры или организации с массовым, даже со стихийным членством, не возникают на пустом месте и не могут быть неизвестными абсолютно для всех экспертов или исследователей. Как было и с этим случаем, который стал неким откровением не только для исследователей экстремизма, но и аниме.

Так вот из нескольких небольших пабликов анимешников нескольких московских школ, которые использовали мерч с айдентикой любимого аниме и не давали себя выгонять с фуд-корта, мы получили с вами историю про «скрытую угрозу молодежной пехоты, которую потенциально могут использовать против правительства», «государство должно нанести жесткий удар по аниме» и «давайте опять чего-нибудь запретим».

И у разгона этой истерии возможно есть внутренний или внешний политический подтекст. Что не отрицает фактов, что в молодежной среде в ходе конфликтов используют холодное оружие, там действительно есть деструктивные практики и криминальные вещи, но это не является частью этой истории с аниме.

Как всегда истерия и большое количество публикаций, привело к тому, что небольшая часть профессионального сообщества экспертов пыталось донести научную точку зрения, что это не субкультура, а отдельные инциденты и правонарушения, но не системная антигосударственная работа с молодежью. А часть «экспертов» уже на следующий день выкатило платные семинары про «ЧВК Рёдан» с подтверждением того, что это филиал западных спецслужб и террористических организаций.

Родителям действительно нужно уходить от концепции «правильного родительства», которое выражается в покормил, одел, крыша над головой есть, в школу/вуз отдал. Это конечно важный вещи, но они лишь малая часть воспитания детей и общения с ними.

И конечно нужно помнить о куда более опасных вещах для современных подростков, как вовлечение в мошеннические фермы «продажников на Авито», сети «закладчиков наркотиков», «зацеперов» или «бабочек булимии», кибербуллинга, «минирования за деньги» и т. п. А аниме пускай дети смотрят, но конечно нужно следить за возрастной классификацией кинопродукции и дети 11 лет не должны смотреть, то что предназначено для 18-летних.

Рекомендованная литература

«Манга в Японии и России. Субкультура отаку, история и анатомия японского комикса»
«Мемы. Научный взгляд на феномен поп-культуры, захвативший мир»
«Все сложно. Жизнь подростка в социальных сетях»
«Законы эпидемий. Как развиваются и почему прекращаются эпидемии болезней, финансовые кризисы, вспышки насилия и модные тренды»
«Гангстеры и банды. Ключевые подходы в криминологии»
«Третье место. Кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места „тусовок“ как фундамент сообщества»
Заметка написана 28 февраля 2023 года
Михаил Вершинин
Социальный психолог