Учебное пособие
«Новые религиозные движения»

Коллектив авторов

Обзор книги

Прочитал недавно учебное пособие «Новые религиозные движения. Современные нетрадиционные религии и эзотерические учения» под редакцией Е. Э. Эгильского, А. В. Матецкого, С. И. Самыгина.
Книга выпущена издательством «Кнорус» в 2011 году, тиражом 2000 экземпляров, 224 страницы в твердом переплете. Недорогая бумага, но хорошая верстка. ISBN 978−5-406−282−7.
Один из авторов, философ Эгильский Евгений Эдуардович

4 главы и приложения в виде выдержек из нормативных актов:

  1. Религия в современную эпоху: 1.1. Современное религиоведение и проблема новых религиозных движений; 1.2. Сущность и последствия секуляризации; 1.3. Неравномерность процесса секуляризации"; 1.4. Фундаментализм; 1.5. Критика концепции секуляризации. «Постсекулярное» общество?; 1.6. Религия и глобализация.
  2. Некоторое теоретические и методологические проблемы изучения новых религиозных движений: 2.1. О терминологии. Что такое секты, культы, новые религиозные движения; 2.2. Кого в России называют «сектантами»; 2.3. О типологии новых религиозных движений.
  3. Эзотерика и внеконфессиональная религиозность в современном обществе: 3.1. Нью-Эйдж и спиритуально-коммерческие движения; 3.2. Причины популярности идей Нью-Эйдж. «Чудесное» и его легализация в современной культуре.
  4. Религии новые и религии «старые». Межконфессиональная полемика и отношение различных христианских конфессий к новым религиозным движениям: 4.1. Новые религиозные движения и протестантизм. Организации, противостоящие «культам».; 4.2. В чем обвиняют новые религиозные движения их конфессиональные противники; 4.3. Конфессиональная полемика с новыми религиозными движениями в России; 4.4. Новые религиозные движения и католицизм. Позиция Римской курии.
Вот здесь ссылка на полное оглавление книги. Книга оставила неоднозначные впечатления. Частично это вызвано тем, что разные главы писали разные люди и это ощущается при чтении.

Что не понравилось:

  • Авторы не пишут о светском подходе к изучению культов. У них есть «правильное религиоведческое» видение и «неправильное конфессиональное» (от традиционных религий);
  • Авторы не знают о существовании психологии и о психологическом вреде в культах говорят как о некоем вымысле или стереотипе;
  • Культов нет, есть только непонимание новых религий;
  • Откровенно устаревшие источники информации, странные ссылки на полузаброшенные сайты;
  • Практически полностью игнорирование отечественных представителей антикультового движения (есть только Дворкин);
  • Очень спорные цитаты в книге из культовых источников (местами складывалось впечатление об ограниченности знаний автора);
  • Антикультовое движение показано как сборище фриков или ангажированных конфессиональных групп.
Что мне понравилось:

  • Четкое разделение конрткультовой и антикультовой деятельности;
  • Хорошее понимание проблем использования терминологии;
  • Отличные примеры и описание позиции протестантизма (даже привели в пример активность отечественной «Апологетики» из Питера) и католицизма (тут меня удивила позиция католиков, что НРД опасны тем, что «неправильный выбор религии делает людей в последствии атеистами») в вопросе работы с культами и сектами;
  • Интересные гипотезы о росте популярности Нью-Эйджа в обществе, типологии Нью-Эйджа и т. п.;
  • Интересное позиционирование религиоведческого подхода, который сильно выделяется на фоне позиций традиционных религий, антикультовых движений;
  • Откровенность в поставновке отечественной проблематики изучения культов/сект, а так же роли СМИ в распространении страшилок;
  • В разделе «Причины популярности идей Нью-Эйджа» дается интересная типология шести методов популяризации культовых идеологий: Метод снижения, Метод отсылки к достовреному, Метод Экспертирования, Метод психологизации, Метод позитивации, Метод расслоения реальности.
~
Я рекомендовал бы эту книгу для расширения кругозора и понимания подхода религиоведов. Да они очень странные и со специфичной точкой зрения, но ее можно частично понять благодаря этой книге. Если вы прочитаете эту книгу без сложившегося мнения о культах, то увы, вы будете думать, что «кришнаиты», «свидетели иеговы», «поклонники махаридши», «саентологи» это все невинные овечки…

Михаил Вершинин
Социальный психолог