«Терроризм с точки зрения террористов»

Фатали Мохаддам

Обзор книги

Книга профессора психологии из Канады, иранского происхождения, Фатали Мохаддамама (Fathali M. Moghaddam) «Терроризм с точки зрения террористов: Что они переживают и думают, и почему обращаются к насилию» («From the Terrorists' Point of View: What They Experience and Why They Come to Destry») одна из лучших книг по психологии радикализма, что я вообще читал.
Автор очень интересно подошел к изучению вопроса, а так же использовал свой опыт работы в Пакистане, Иране и ряде других исламских стран. Его интересы в академической науке находятся на стыке социальной психологии, истории религий (Ислама), конфликтологии и мультикультурализма. Так же помимо преподавания в канадском университете Макгилла, Натали является редактором журнала «Peace and Conflict: Journal of Peace Psychology» при Американской ассоциации психологов (APA). Вот ссылка на его сайт. Всего он написал свыше 24 книг по своим научным исследованиям.

Книга вышла в издательстве «Форум» в 2011 году, 288 страниц, твердая обложка, тираж 1000 экз., ISBN 978−5-91 134−518−1. Книга хорошего качества, но явно сэкономили на отступах на страницах, пытаясь остаться в переделах нужного количества страниц.
Оригинальная обложка

За рубежом книга вышла в 2006 году (поэтому там нет ни слова про ИГИЛ, как новое направление в терроризме на Ближнем Востоке) и на Амазоне стоит почти 41 $. В Озоне ее цена 572 рубля.

Простой и понятный язык, отличный список источников, не западный подход «хороший vs плохой» (или как пишет автор «ковбои vs индейцы») в описании парадоксов и проблем, классика экспериментов по подчинению и конформизму и т. п.

В книге 10 глав и великолепное приложение:

  1. Почему необходимо рассматривать терроризм с точки зрения террористов?
  2. Потребности идентичности и глобализации
  3. «Лестница терроризма»
  4. Базовый уровень: возрастающая неудовлетворенность жизнью в исламском мире
  5. Первый уровень: как нам бороться с этой несправедливой системой?
  6. Второй уровень: во всем виноваты американцы!
  7. Третий уровень: цели оправдывают средства
  8. Четвертый уровень: именно мы должны выступить против них
  9. Пятый уровень: наши «героические» усилия улучшат этот несправедливый мир
  10. Контекстуальная демократия как решение проблемы терроризма
  11. Приложение: С точки зрения террористов: оглядываясь на американскую культуру.
Вся книга посвящена прежде всего религиозному (исламскому) терроризму. Автор затрагивает взаимосвязь конфликта между шиитами и суннитами, правительств и государств, и западной дипломатии силы. Автор в книге приводит различные психологические теории и то как они объясняют причины радикализма мотивации террористов, изменения личности внутри авторитарных групп. Фатали показывает абсолютную нормальность людей попадающих в террористические организации и объясняет почему через какое то время они готовы уничтожать всех кто не соответствует их групповым идеалам.

Мне очень понравилось объяснение различий западных и арабских культур в системе «живой» (ориентация на прошлое в формировании повестки дня) и «мертвой» (ориентация на будущее при формировании повестки дня) историй. Несколько страниц о «нефтяном парадоксе» и разрыве между элитами и простым населением стран, явно показало лично мне, что Россия не одна столкнулась с проблемой данного парадокса.
Фатали Мохаддамам (Fathali M. Moghaddam)
Помимо рассмотрения вербовки и индоктринация последователей радикальных учений, Фатали Мохаддам прекрасно показал типы (специализированные роли) профессий внутри террористических групп, разложив их по психотипам, важности в иерархии и жизненного цикла:

  • «Источник вдохновения» на примере Осамы бен Ладена;
  • «Стратег» на примере Амана Завахири;
  • «Связник» на примере Абу аль-Джанна;
  • «Эксперт/Инженер» на примере Мустафы Сетмариана Насара;
  • «Руководитель ячейки» на примере Мухаммеда Атты;
  • «Местный агитатор и организатор» на примере Абубакара Баашира;
  • «Рядовой член ячейки» на примере Шера Али;
  • «Пушечное мясо» (шахиды) на примере Саида Мубарака аль-Ришави;
  • «Спонсор (собиратель ресурсов)» на примере Мохаммеда Сурдина Топа.
Часть книги про вербовку и индоктринацию посвящена противопоставлению лидера группы и внешнего мира, переносу негатива на внешний мир и другие интересные процессы, которые часто есть и в деструктивных культах и сектах. В этом плане книга очень хорошо дополняет знания по этой теме (поэтому я ее добавлю в список своей рекомендованной литературы).

Не менее интересные выводы сделаны по теме шахидов и самоубийц-террористов, которые подвергли сомнению стереотип о «деньгах, как мотивации». Мохаддам очень интересно приводил примеры Ирака, Саудовской Аравии, Ирана и Европы с США, показывая межкультурное непонимание, как со стороны медиа, так и состроены исследователей. Мохаддам призывает уйти от стереотипов «террорист — сумасшедший и слабый человек» и изучать не последствия, а причины роста популярности терроризма в исламской умме.

С помощью своей модели «лестницы терроризма» он показывает, что сейчас все спецслужбы и государства работают только с «пятым уровнем» его лестницы, не решая проблемы подталкивания граждан исламских государств в джихадистские группы (+ что западная демократия не учитывает культурный контекст и богатую историю исламских стран).
~
Книга будет интересна специалистам и психологам работающим в сфере межрелигиозного общения, городской ассимиляции и т. п. Историкам и религиоведам книга будет очень полезна для понимания конфликта шиитов и суннитов. Социальным психологам и представителям сферы безопасности книга будет крайне полезна для понимания классического религиозного терроризма.

Михаил Вершинин
Социальный психолог