Помимо рассмотрения вербовки и индоктринация последователей радикальных учений, Фатали Мохаддам прекрасно показал типы (специализированные роли) профессий внутри террористических групп, разложив их по психотипам, важности в иерархии и жизненного цикла:
- «Источник вдохновения» на примере Осамы бен Ладена;
- «Стратег» на примере Амана Завахири;
- «Связник» на примере Абу аль-Джанна;
- «Эксперт/Инженер» на примере Мустафы Сетмариана Насара;
- «Руководитель ячейки» на примере Мухаммеда Атты;
- «Местный агитатор и организатор» на примере Абубакара Баашира;
- «Рядовой член ячейки» на примере Шера Али;
- «Пушечное мясо» (шахиды) на примере Саида Мубарака аль-Ришави;
- «Спонсор (собиратель ресурсов)» на примере Мохаммеда Сурдина Топа.
Часть книги про вербовку и индоктринацию посвящена противопоставлению лидера группы и внешнего мира, переносу негатива на внешний мир и другие интересные процессы, которые часто есть и в деструктивных культах и сектах. В этом плане книга очень хорошо дополняет знания по этой теме (поэтому я ее добавлю в список своей рекомендованной литературы).
Не менее интересные выводы сделаны по теме шахидов и самоубийц-террористов, которые подвергли сомнению стереотип о «деньгах, как мотивации». Мохаддам очень интересно приводил примеры Ирака, Саудовской Аравии, Ирана и Европы с США, показывая межкультурное непонимание, как со стороны медиа, так и состроены исследователей. Мохаддам призывает уйти от стереотипов «террорист — сумасшедший и слабый человек» и изучать не последствия, а причины роста популярности терроризма в исламской умме.
С помощью своей модели «лестницы терроризма» он показывает, что сейчас все спецслужбы и государства работают только с «пятым уровнем» его лестницы, не решая проблемы подталкивания граждан исламских государств в джихадистские группы (+ что западная демократия не учитывает культурный контекст и богатую историю исламских стран).