Михаил вершинин

MLM и MLM-пирамида (коммерческий культ)

Заметка про различия между коммерческим культом и mlm-маркетингом
  • /
  • /
MLM это сокращение от английского слова «многоуровневый маркетинг». Вид личных продаж, который подразумевает создание иерархии продавцов, определенную специфику в разделе маржи и прибыли, а так же отличиях в логистике и маркетинговой поддержке.

Абсолютно нормальное явление.
Однако в этой среде мы часто сталкиваемся с т.н. коммерческими культами, которые используют MLM, но в целях создания жесткой авторитарной структуры, наподобие культовой с формированием зависимостей, но...

Есть отличие. В нормальной MLM-структуре самый важный критерий это продажи продукта. В коммерческих культах или MLM-пирамидах по другому:
В коммерческих культах ориентируются прежде всего на привлечение других и не на продажу продукта, а на продажу вспомогательных услуг (обучения, акций компании, стартовых наборов и т. п.).

Применяют набор «помощи» для улучшения продаж, а на самом деле просто «доят» жертву, пока она готова платить за становление «самостоятельным предпринимателем».

К тому же в своей практике я сталкивался с тем, что и в нормальном MLM встречаются негативные проявления авторитарных групп, но зависит это прежде всего от региональных руководителей. Иногда там встречаются люди, которые применяют техники контроля сознания к своим «консультантам по продукту».
Заметка написана 26 октября 2011 г. для моего старого блога «Социальная психология в действии»
Михаил Вершинин
Социальный психолог