Михаил вершинин

Вербовка в Лайфспринге («Источнике жизни»): особенности и обычаи

Статья описывающая процессы вербовки и ролевые модели на примере психокульта
  • /
  • /
Пишу в продолжение своих двух статей (частично повторяясь), где описывал, что делать если вас вербуют или завербовали вашего близкого человека в психокульт «Лайфспринг», он же «Источник жизни» или, как мы называем его с коллегами — «психологический концлагерь».

Дополнительно рекомендую к прочтению мою другую заметку «Виды вербовщиков культов и сект».
Вербовка в Лайфспринг ничем не отличается от вербовки в любую другую секту по ролям участников вербовки. Главное отличие — в интенсивности вербовки и набору уловок, которые применяют к вам.
Как и в большинстве культов, в 80% случаев, в роли вербовщика выступают знакомые вам люди из близкого или среднего окружения. В оставшиеся 20% попадают уличные или квартирные вербовщики, вербовщики-начальники по работе.
В Лайфспринге это будут либо ваши друзья, либо коллеги по работе, либо родственники. Они будут очень эмоционально делиться с вами своими ощущениями о том, как «там все продвинуто», «великолепно», «они изменили себя», «стали отвечать за свои действия», «расширили горизонты», «дали себе пинок» и т.п.

Задача подобной активной дискуссии это уговорить вас посетить либо «гостевой вечер» психокульта, либо записаться на «базовый курс». Уловки будут разного характера — все зависит какую «социальную роль» они играют в вашей иерархии знакомств.
Уговоры со стороны близких

Близкие будут давить на:

  • «ты меня не любишь/уважаешь/понимаешь/…»
  • «поддержи меня»
  • «это мой подарок тебе»
  • «давай вместе творить наше будущее/вместе активно развиваться, т.к. все в этом мире возможно»
Уговоры со стороны друзей

Друзья будут давить на:

  • если они были «лидерами» в вашей компании друзей, то давление будет в стиле «повторяй за мной», «становись успешным как я» и т. п.
  • если они наоборот были под вами, то будут использовать «помоги», «пойми меня», «мне нужна твоя поддержка там, а я никому не доверяю»
  • вплоть до «я уже заплатил за тебя», «тебе слабо», «что ты за мужик/баба» или «это мой подарок тебе».
Уговоры со стороны коллег

Коллеги по работе будут говорить о том, что это поможет:

  • увеличить продажи, стать эффективней, стать активным и дать расцвести бизнесу,
  • до «мы станем богатыми», «мысли материально», «мы в шаге от великих дел» или «мы тебя уволим, если не пойдешь».
Обычно, все они комбинируют внешние уловки значимые для вас в плане индивида в обществе (то «каким я себя хотел бы видеть в глазах других» + «имидж») и личные отношения с вами. Либо вас подталкивают быть не «таким как все», либо ставят вопрос ваших отношений «поддержи меня в Лайфе или больше не общаемся».
Само качество вербовки или осознаваемость действий вербовщиками из вашего окружения зависит от уровня обучающего курса психокульта. Вербовка для новеньких адептов психокульта служит методом закрепления идеологии культа. Стандартная схема закрепления модели культового мышления это отправить новенького убеждать других в идее культа. В процессе споров и общения, адепт незаметно для себя начинает верить в этот бред, критически его не осознав.
Очень часто гуру-тренеры говорят первокурсникам: «купите бутылку вина, сразу после семинара езжайте к своим самым лучшим друзьям! Расскажите им как у нас классно, попейте вина и поделитесь своим счастьем. Помогите им стать лучше!».

Я в своей практике сталкивался около пяти раз с подобной вербовкой у моих клиентов. Особенно комично выглядит эта «вербовочная дискуссия», с учетом расписки о неразглашении, о том что происходит внутри культа.
Другая уловка, которую используют при оформлении документов — это заполнение карточек, где вас просят написать любую цель которую вы хотите достичь в этом году — стать миллионером и т. п.

В процессе обсуждение данной цели вам помогают поверить в «ее достижимость благодаря обучению в Лайфспринге». Фактически вы сами вешаете любимый сорт морковок перед собой и потом бежите вперед пытаясь догнать и съесть ее.
Обязательства завербовать 180 человек
Если вербуя близких, после первого уровня Лайфспринга, новенькие адепты действительно ищут «кому из близких и друзей можно/нужно помочь стать лучше» и очень эмоционально переживают процесс вашей вербовки, то на втором или третьем уровне они уже относятся к этому вопросу по другому. Им важно командой привести нужное количество в культ на первый уровень и неважно кого, и не важно как.

Вербовка в религиозные культы более сложна в идеологическом плане, т.к. вопрос веры для вас может быть интимным и вы не готовы его обсуждать с «новенькими вербовщиками». Вербовка в религиозный культ более конфликтна, т.к. тут идет борьба между разными религиозными догмами.

В Лайфспринге все намного проще: «Вы должны меняться к лучшему, становится сильнее и активней! Сделать это можете только через Лайфспринг! Ваши знакомые или близкие уже на пути к успеху — осталось дело за вами!».
Частично такое безразличие к «жертве» («новым вовлекаемым») вызвано тем, что «бывшие новички» уже прошли через комплекс психологического наказания группой и гуру за невыполнение взятых обязательств (или видели эту процедуру над другими «сокамерниками»).

Это очень значимое отличие, т.к. в первом случае «вербовщики-неофиты» еще пытаются сохранить прежние нормы «приличия в общении», то дальше им уже все равно, т.к. на них висит план от 5 до 15 завербованных. Подобные объемы в ограниченные сроки не оставляют время на «розовые сопли докультового типа общения» и все окружаемые становятся «гвоздями».

Для этого Лайфспринг может позиционироваться, как «философский кружок», «группа умных и веселых людей», «место для тусовки», «совместный отдых с мудрыми/сильными и т. п. людьми», «семинары для бизнеса», «психологические тренинги» и т.п. Вербовщики будут подстраивать свои речи под ваши интересы. К тому же они уже знают часть ваших слабых мест и будут использовать это.

Естественно, получая обратную негативную связь от своих близких, которые обескуражены таким «жестким подходом к продаже путевок в психологический концлагерь», «адепты-вербовщики» списывают это на различия между ними «продвинутыми» и «серой массой» близких и знакомых, которых «нужно пинками гнать к счастью».

Соответственно, просто критика, когда вас вербуют близкие и знакомые, не сработает. Если задача стоит просто «отказаться и не ходить», то нужно либо говорить просто «нет», либо «нет потому что» и без обещаний с вашей стороны.

Если вам важно еще и не дать продолжать ходить родстеннику-культисту дальше в культ, то прочитайте мой материал «Если ваш близкий попал в Лайфспринг („Источник жизни“)?!»
Как я уже писал в других своих заметках, у многих культов и в том же Лайфспринге, отлажены беседы и выступления на тему, что «они не секта и детей не едят».
Как только Вы попадаете на мероприятие, то дальше запускается «конвейер», который Вас быстро делает «продвинутым членом замкнутого сообщества».

Опять повторюсь: «пробовать что-то в Лайфспринге», «взглянуть одним глазком», «пойти и победить культ» и т. п. исходя из того, что вы «умнее», «сильнее» и «дальновидней» это лишь другая тропа к дверям бараков психологического концлагеря «Лайфспринг».

Не пытайтесь решать эту проблему в одиночку или посещая любые занятия культа (даже гостевые). Быстро и наскоком у Вас не получится ничего сделать. Начинайте читать специализированыне книги или общаться на форуме Сектам.нет
Статья написана 28 мая 2012 г. для моего старого блога «Социальная психология в действии»
Михаил Вершинин
Социальный психолог