Михаил вершинин

«Борьба с культами» vs «спасение близких от культов»

Статья о разных методах и последствиях борьбы и оказании помощи
  • /
  • /
Я недавно написал пост про неэффективность обращений к федеральному правительству по вопросам спасения близких из культов. Завязалась некая дискуссия с авторами «пермского письма к Президенту» и мне стало понятно, что необходимо дополнительно осветить важный тезис (я почему-то думал, что он понятен большинству, но дискуссия показала абсолютно другую картину).

К сожалению, большая часть родственников, чьи близкие попали в культы, остаются со своими представлениями где-то в «крепостной» и дореволюционной России. «Царь/Ильич рассудит, Царь/Ильич в обиду не даст». При этом ища внимания от «ока и длани государева», родственники считают, что выполняют миссию по спасению своих близких.

К сожалению, практика показывает, что это не так. Попробую обосновать свою точку зрения, которая выработалась за всю мою практику в сфере культов и сект.

Есть два рода деятельности:

  • «Борьба с культами»
  • «Спасение близких от культов»

Ошибочно считать эти два вида деятельности одинаковыми, когда они представляют собой совершенно два разных процесса. В ситуации, когда близкие люди или родные сталкиваются с тем, что их близкий/родственник «изменился» и стал «странным», а потом оказалось, что он попал в секту, «слушает других людей» и «не верит своим близким», происходит странное замещение одного понятия на другое.
Чего здесь больше «реального переживания за близкого» или «переживаний из-за потери социального статуса и своей значимости в глазах близкого человека» — сложно сказать… В моей практике были разные случаи.

На словах мы всегда «радеем за близких», «творим добро» и являемся «добропорядочными гражданами». Мы обычно считаем себя «выше среднего» и «свое поведение считаем более социально значимым, чем оно есть на самом деле». Это свойство нашей натуры, которую исследуют социальные психологи. Многие эксперименты на эту тему я публиковал в своем блоге.

Фокус в том, что мы часто подменяем реальную цель — вымышленной. Нам кажется, что мы «спасаем близкого», но на самом деле мы реагируем на дикий стресс, неврозы в связи с тем, что наше привычное социальное окружение рушится, а мы теряем контроль над своей и чужой жизнью.

Особенно тяжело данная метаморфоза бьет по родителям, которые по 20−30 лет помогали и растили свое «чадо» и просто не могут «остановится жить ради него и для него».

Для них попадание близкого в деструктивный культ становится катастрофой, и они начинают искать в себе причины неудачи/катастрофы. А так как, в большинстве случаев, мы «выше среднего» и «добропорядочны», то мы начинаем искать виноватых вовне. Дополнительное влияние оказывает традиция «не планировать» («бой план покажет») и «нужно спешить» (отказывают во времени для изучения деликатного/сложного вопроса).
Подобные случаи — это классика семейного консультирования и любой семейный психолог вам расскажет десятки подобных историй, но без участия культов и сект.

Ситуация с сектами становится неким катализатором, т.к. подпадает под другой не менее значимый миф — «образ страшного зла» или «жизненного наказания/бумеранга за какие то грехи», «кары».

Родственники или близкие «вовлеченного в секту», столкнувшись, что их старых моделей коммуникаций, социального влияния и знаний не хватает для воздействия на вовлекаемого в культ родственника, начинают наступать на «грабли».

Они «с верой в сердце» и «ветром в голове», начинают методично ухудшать ситуацию со своим близким, попавшим в культ. Причем, как они это делают, вызывает оторопь. Они внутренне уверены, что без изучения и погружения в проблему (я говорю не о чтении статей СМИ и религиозных статей, а об изучении научной литературы, тренировках и т. п.), могут найти «легкое», «однозначное», «быстрое» и «правильное» решение.

Ну, действительно?! Если специалисты не могут найти такого, то простые люди с усердием и высокой мотивацией/молитвами, упорством найдут то самое решение, которое позволит «вернуть все, как раньше было».

У большинства это выражается в подмене «спасения близкого из культа» на «борьбу с культами». Ведь они же пытались ему сказать, «что он попал в страшную секту» и «что они не одобряют его выбора». А родственник-культист не стал их слушать. По их версии ситуация тупиковая и нужно искать помощи извне.
Вместо того чтобы начать изучать проблему, менять себя и свое поведение, готовится к беседам и стараться общаться с завербованным без негатива (обязательная подготовительная фаза к выводу из культа) — «спасатели» начинают искать «государство, спецслужбы, общественные силы», которые «закроют, посадят, спасут» и т. п. Сделают все за них, чтобы все было как раньше…

Проблема в том, что как раньше не будет. Даже по щучьему велению…

«Борьба с культами» — это сложный и дорогостоящий процесс. Вы либо боретесь с юридическим лицом культа, либо портите реноме и имидж его представителей, либо пытаетесь запретить их деятельность. А это расходы на юристов (от 50 $ в час), журналистов (от 600 $ за статью), лоббистов (от … $ за содействие) и т. п.

Даже просто распространение негативной информации о культах — это затратный процесс. Он расходует либо ваше время, либо деньги, а иногда и то, и другое.

Что делают культы, когда родственники начинают с ними бороться? Они говорят неофиту: «вот смотри, как они борются с твоей верой», «смотри, как они бесятся, что ты теперь самостоятельный», «смотри, как они лгут про нас», «смотри они натравливают на нас.», «они тебя не понимают», «Сатана/Марсианский мозг/космический князь Калька/… руководит ими».

«Борьба с культами», в некоторых случаях, может идти одновременно «со спасением из культа», но есть масса ограничений. Вы должны быть спонсорами/тайными организаторами борьбы, а не участниками и т. д. А это значит ни одного письма с вашей подписью и т. п. Только устные коммуникации (в моей практике были случаи, когда те же журналисты за $ продавали меня с потрохами сайентологам и другим «товарищам»).

В 99 случаях из 100, когда вовлеченный в секту узнает, что вы дали такие то интервью, написали 100 писем Президентам, ФСБ, МВД, губернатору и т. п., то они просто отказываются от вас. Отказываются от общения с вами. Вы становитесь либо полным табу, либо вас игнорируют. Консультант по выходу при всем желании уже не сможет эффективно помогать, т.к. теряется самое важное — возможность общения с попавшим в секту и его родными в психологически комфортной обстановке.

Я до сих пор сталкиваюсь с тем, что некоторые клиенты испытывают разочарование, что на письмо в приемную министра МВД РФ им ответили отпиской, а не вызвали лучших следователей страны, спецназ, вертолеты и т. п. У меня возникает вопрос в подобных ситуациях: «А кто в этой ситуации мыслит и ведет себя по-детски иррационально и глупо?»

И мы еще с вами не обсудили ситуацию, когда люди идут в культы из-за плохих и нездоровых отношений в семье. Когда родственники, спасающие близкого, должны сами лежать на «кушетке у психолога или психотерапевта»…

Фактически «борьба с культами» должна наступать после того, как вы испробовали все правильные возможности помочь близкому. Речь о ситуации «Разбитой вазы», о которой я уже немного писал (когда мы не можем уже никак повлиять на выход из культа и должны ждать/готовиться).
На Сицилии есть поговорка, что «месть — это такое блюдо, которое нужно есть холодным».
Я не просто так привел данный афоризм.

Очень часто под "борьбой с культами" скрываются простые человеческие чувства: гнев, печаль, агрессия, которые формируют человеческую месть.

Когда мы начинаем бороться с культами не из-за их реальной деструктивной деятельности, а когда мы начинаем их ненавидеть просто за то, "что они есть или верят в другого бога", или нам кажется, что они "виноваты в том, что близкий ушел от нас к ним".

Мне печально наблюдать за взрослыми людьми, которые ищут "высшей справедливости" и "борются с сектами", но не готовы изменить себя, чтобы помочь родственнику-культисту.

А "борьба" дает "смысл/эмоции", т.к. она может быть бесконечной. Вы вечно "в печали", на ваших плечах "великая миссия и вселенская скорбь". В культах также формируют зависимость, т.к. абсолютная цель позволяет бесконечно эксплуатировать рабов. "Горе-спасатели" делают то же самое с собой, но без культа (закольцованный невроз/стресс)...

Не нужно воспринимать мою заметку, как тезис, что с культами не надо бороться или это бесполезно. Нет. Борьба с культами должна вестись после того, как вы помогли себе, своему близкому и людям в схожей ситуации.

Процентов 90 людей столкнувшихся с проблемой культов - это простые россияне, которые не могут себе позволить тратить по 5000 - 10000 $ минимум в год на судебные или иные издержки. А бумагомарательство без учета реалий работы госаппарата, бюрократии и правовых реалий - это лишь вред экологии...

Экономьте бумагу!
Статья написана 15 ноября 2011 г. для моего старого блога «Социальная психология в действии»
Михаил Вершинин
Социальный психолог