Михаил вершинин

Выход из культа: команда и участники

Статья о принципах формирования группы, которая будет помогать «жертве» культов вернуться к самостоятельной жизни
  • /
  • /
Когда люди сталкиваются с тем, что их родственник, близкий или знакомый стал адептом секты или психокульта, то они начинают искать помощь и действовать согласно своим представлениям о том, как должно происходить это спасение.
Обычно это смесь стереотипов о работе психологов, лечения наркомании и желания максимально быстро избавиться от тяжелого стресса и эмоционального прессинга вызванных тем, что контроль над ситуацией (конфликтом) потерян. Аргументация и критика не воспринимается и «пахнет серой»…

В процессе общения с клиентами (когда они начинают искать помощь у специалистов по данной проблеме) я начинаю разъяснять про роль консультанта и роли других участников процесса вывода жертвы из культа или секты.

Постепенно пришло понимание того, что нужно написать отдельную статью об этом, что бы делиться материалом с клиентами.

В продолжение статей «Борьба с культом, или выход близкого из культа», «Выход из культа: принципы общения с «жертвой», «Культы и семьи: разрушение семьи», «Нужно ли бороться с сектами и культами?».

Тезис 1 «Выход из культа это групповая работа»

Да, как это не странно, многие люди считают, что работа по выводу близкого человека из культа или секты заключается в 2−3 встречах с психологом и что это — целиком работа только психолога.

Как некоторые люди представляют процесс вывода из секты

1
Первая встреча
Психолог говорит с культистом
2
Инсайт и чудо
Происходит «психотерапевтическое чудо» и «жертва прозревает, отбрасывает от себя щупальца гуру»
3
Воссоединение
«Жертва» возвращается в «лоно семьи»
4
Хэппи-Энд
Все счастливы и живут как раньше
На деле все абсолютно иначе.

Консультант по выходу часто для «жертвы» является представителем ада, инопланетных захватчиков, член колдовской ложи и является, как минимум, незнакомцем.

К изначальной «инфернальности» консультанта нужно добавить еще и специфику культа, которая влияет на «жертву». Здесь и фобии на уход, которые формирует культ у своих подопечных, замкнутость, сниженное критическое восприятие, эмоциональный дисбаланс (страх и чувство вины) у жертвы. Чтобы компенсировать влияние подобных условий на процесс выхода из культа, необходимо его проводить в доверительной обстановке, на нейтральной территории и т.д.
В общении тет-а-тет с консультантом невозможно преодолеть эти препятствия.
Для работы по выходу нужна группа. Группа позволяет эффективней игнорировать внедренные установки культа и запускать критическое мышление у «жертвы». Соответственно в этой группе должны быть те люди, которым культист доверял до попадания в культ, с кем у него были сильные эмоциональные и социальные связи и с кем у него нет «активной борьбы».

Для консультанта клиентами являются обратившиеся за помощью родственники или близкие. Однако это меняется в процессе консультирования. На этапе работы непосредственно с культистом, клиентом становится он и его интересы для консультанта важнее желаний близких и родственников.
Поэтому, основу группы составляют: близкие, члены семьи, друзья, коллеги.
Дополнительно приглашаются для работы в группе (в зависимости от ситуации и возможностей): консультант по выходу, религиовед, священник, экс-культист, психолог.

Тезис 2 «Выход из культа это не только спасение „жертвы“, а еще и изменение всех близких и родственников»

Часто, люди, желающие спасти близкого, не понимают, что косвенными причинами попадания в культ могли стать проблемы в семье/на работе, ошибки в общении с близкими, в то время, когда «жертву» только вербовали и т. д.
Но даже если представить, что у «жертвы» все было хорошо в семье/на работе и в культ она попала по другим причинам, то нужно быть реалистами и понимать, что «после выхода из культа, все будет как было раньше» — маловероятно и не реалистично.

Нахождение в культе это травматический процесс который меняет не только жертву, но и ее близкое социальное окружение. Для того, чтобы сделать «возможной жизнь без культа» для «жертвы», а ее близким научиться жить с человеком, пережившим психологическое насилие (потому что последствия пребывания в культе могут быть разной травматичности), придется измениться всем участникам ситуации.

Близкие и друзья должны понимать, что любое давление или резкая агрессия лишь подталкивает «жертву» вернуться в культ или не уходить из него, а «блоки в критическом мышлении» делают невосприимчивыми к любой критической информации. Поэтому возвращение к совместным контактам и совместному проживанию это дорога компромиссов.
Сначала близкие должны при помощи консультанта изучить проблематику культов с научной точки зрения, идеологию конкретного культа, скорректировать свое общение и восприятие проблемы, подготовиться (проиграть несколько встреч в игровой ситуации) и самое главное понять для себя, что им более важно «Борьба с культом, или выход близкого из культа». А потом уже начинать «операцию по спасению».
В моей практике, треть клиентов (речь о родственниках культистов), во время обращения за консультацией, находятся в неадекватном состоянии: им кажется что их близкого человека подменили злые силы, инопланетяне, сглазили, бесы вселились, загипнотизировали, напичкали наркотиками и т. п.

Такая бурная фантазия может быть обусловлена их личными фобиями и неврозами, а так же реакцией на подобный конфликт («близкий в культе»). В итоге, перед консультантом стоит проблема, как помочь выстроить отношения между культистом и его неадекватными родственниками (неадекватность может быть разной глубины и запущенности).

Подготовительная работа с родственниками (клиентами) становится необходимым условием успешности всего процесса вывода из культа. Потому что для культистов близкое докультовое социальное окружение это те самые люди, которые могут помочь выйти из культа.

Тезис 3 «Сама по себе критическая информация ничего не значит»

Почти у всех клиентов есть этот стереотип, что наличие «критической информации» является первым по значимости фактором успеха спасения близкого из культа. К сожалению это не так и часто приходится разрушать этот стереотип.

Ворох ссылок, распечаток, книг и фильмов это хорошие аргументы, но они не главные в процессе вывода из культа.

Большинство культов практикуют «техники остановки мышления». В совокупности с изменением моделей ролевого поведения, капитуляцией перед группой и культовой идеологией все это формирует невосприимчивость к критической информации. В разных культах это проявляется по разному.

Так что, давая в руки культисту «100% правдивую критическую информацию со страшными фактами», можно с высокой долей вероятности ожидать, что в большинстве случаев она будет проигнорирована, оправдана или не воспринята, как критика.

Опираясь на мой субъективный опыт, важность различных факторов для процесса вывода культиста, можно ранжировать таким образом:

  1. позитивные или нейтральные эмоциональные связи близких и родственников с культистом (еще не сожгли мосты и не прокляли друг друга)
  2. возможность личного общения (культист находится не в Непале или другом отдаленном регионе. Вы можете контактировать)
  3. родственники и близкие готовы читать, работать над собой и менять свой подход к проблеме/конфликту (без «пускай он поменяется или одумается»)
  4. наличие у родственников и близких эмоциональных и финансовых возможностей (либо тратите свои нервы, либо нанимаете консультантов в помощь)
  5. наличие критической информации о культе или о данной группе
  6. есть возможность привлечь экс-культистов из этого культа к процессу вывода
Для запуска критического мышления у культиста (когда он сможет понять и воспринять необходимую критическую информацию для принятия решения) нужна обстановка, время (до 2−3 дней) и команда.

Как происходит процесс вывода из культа?

Формально процесс вывода человека из культа включает в себя:
  • замораживание коммуникационных конфликтов между клиентами и «жертвой»,
  • выстраивание коммуникаций с близкими,
  • подготовка группы по выходу и изучение материалов,
  • подготовка проведения 2−3 дневной встречи в безопасной среде с культистом,
  • проведение встречи,
  • принятие результатов: либо продолжение поддержки общения, либо терапевтическая помощь по переживанию разрыва с культом.

Где проводить встречи с культистом?

Желательно встречи проводить на нейтральной территории, чтобы у культиста не сработала «защита» или не наложились воспоминания о каком-то событии.
Квартиры или офисы в этом плане лишь затрудняют общение, т.к. несут в себе опыт предыдущего общения «до культа» или в «процессе вербовки». Могут сработать защитные стереотипы от «родитель-ребенок», «работа-подчинение», «событие-переживание» и т. п.

Нейтральная территория, где можно группе общаться с культистом, где он не будет себя чувствовать в опасности или беспокоиться — идеально подходит. Как пример: тихое кафе, фойе отеля, музей и т. п.

Если речь о начале процесса по выходу из культа, то: номер отеля, дом отдыха, переговорная в коворкинге и т.п.

Как поддерживать отношения?

Я писал об этом в статье «Выход из культа: принципы общения с «жертвой», но повторюсь важно помнить про позитив, денежную подкормку и банальное поддержание связей.
Не важно о чем идет общение (только без споров об идеологии культа), важно поддержание этой коммуникации. Без наличия контактов и социального общения Вы не сможете донести в дальнейшем критическую информацию до «жертвы».

Нужно отделить свои переживания и боль от работы с культистом. Это очень сложно, но без этого шансы позитивного решения проблемы резко снижаются. Вы будете «кричать о своей боли», а культист лишь будет глубже забиваться в объятия культа.

Функции и роли участников группы по выводу

Описание участников группы по выводу и их функций в этом процессе
  • Консультант по выходу
    помогает Вам не сделать типичных ошибок, замораживает конфликт, оценивает ситуацию и рекомендует стратегию работы, помогает подобрать участников команды со своей стороны, консультирует об особенностях культа.
  • Родственники и близкие
    изучают необходимую информацию, формируют реалистичное понимание проблемы «зависимости жертвы» (почти как с алкоголем, наркотиками и игроманией), помогают выстроить доверительные отношения и перейти к процессу общения группы с культистом.
  • Религиовед или священник
    участвует в процессе работы, если жертва находится в религиозном культе. Помогает с подборкой необходимой информации по религиозной идеологии, помогает с контраргументами. Участвует в процессе религиозных споров и дискуссий с жертвой, в процессе вывода из культа.
  • Друзья и коллеги
    аналогично родственникам, но еще показывают возможность другой формы поддержки (вне семьи), приводят понятные аргументы (с т.з. теории поколения), мобилизуются и т. п.
  • Экс-культист
    рассказывает группе про свой опыт выхода, про специфику своего культа, объясняет механику процессов и ритуалов в группе. Делится своим опытом и переживаниями с использованием культового новояза «жертве», а так же демонстрирует возможность самостоятельной жизни вне культа.

Результативность вывода из культа

Важно помнить: Один в поле не воин. Чудес не бывает, а бывают только трудные проекты.
Работа по выводу человека из культа это всегда совместная работа родственников, близких, друзей и консультанта.

Для многих столкнувшихся с этой проблемой становится откровением то, что это целиком их проблема и нет никаких законов или центров ФСБ по защите от сект, и судья не встанет на их сторону, потому что это секта.

Если Ваш близкий попал в культ или секту, то Вы должны понимать, что это целиком Ваша проблема и Вы с ней должны справляться самостоятельно. Именно от Вас зависит результат…

Консультант позволит избежать типичных ошибок, выбрать наиболее удачную стратегию, помочь методологически, но сам он чужой для Вашего близкого в культе и не может нажать на «волшебную кнопку», чтобы «культист вернулся в семью» или «вернуть все как было».

В большинстве случаев совместная работа приводит к тому, что культист принимает решение не посещать культ. Но важно понимать, что решение может быть и иным. Нужно быть готовым принять его, т.к. формально это решение самостоятельного человека, который вправе распоряжаться своей жизнью и имеет право на ошибки.

Главное помнить, что решения о компромиссе принимают обе стороны.
Статья написана 26 апреля 2016 г. для моего старого блога «Социальная психология в действии»
Михаил Вершинин
Социальный психолог