Михаил вершинин

Общение с культистом: метод «запечатанного конверта»

Статья с описанием техники общения с жертвой психокульта
  • /
  • /
Недавно в процессе делового общения выяснил, что один знакомый попал в психокульт. Общение было неформальное и праздничное, так что ни о какой серьезной дискуссии речи не могло идти, но…

сколько лет я работаю, столько вижу, что аргументация, в большинстве случаев, при общении с людьми, кто в стадии вербовки в культ или на первом этапе (а иногда и на втором) индоктринации по Левину, сводится к осбуждению одних и тех же шаблонов и заблуждений. Особенно в случае психокульта, если речь идет о личном успехе, лидерстве и развити, и т. п.

В моем случае, это как просмотр одной и той же серии или версии фильма. Те же реплики, одинаковый сюжет, но актеры меняются.

Так вот один из методов, который может сильно изменить влияние аргументации консультанта на «жертву» — «метод запечатанного конверта».

  1. Напишите список тезисов о чем будет скорее всего будет говорить культист. Тезисы нужно продумать, т.к. они могут немного отличаться в зависимости от идеологии культа, но как правило это разные вариации «8 признаков культового влияния по Лифтону» + немного особенностей культа.
  2. Запечатываете тезисы в конверт и при клиенте отдаете третьему лицу, который участвует в беседе и кладет его на видное место, но доступное только ему.
  3. Вы сообщаете, что в определенный момент Вы можете попросить (а можете и не попросить) Клиента взять конверт, открыть его и прочитать вслух.
  4. Объясните, что Вы там записали тезисы, которые будут использоваться в процессе обсуждения культа.
  5. Если большая часть дискуссии идет по типичным стереотипам и шаблонам мышления, которые формируются в культе (или до культа, но схожи с культовой идеологией — характерно для лидерских курсов), то в определенный переломный этап, чтобы доказать, что клиент воспроизводит типичные шаблоны — просите его вскрыть конверт и зачитать тезисы.
  6. Дальше Вы можете обсудить с ним или проговорить вслух от себя, что он/Вы думает или прочувствовал после прочтения тезисов из конверта. Важно получить зацепки для критической беседы и выстроить барьеры для включения культовых стереотипов.
Задача данного метода показать клиенту или «вовлекаемому новичку» (культисту со стажем, который глубоко погрузился в культ сложно будет доказать, что-то даже если Вы очень точно все опишите в письме), что его мысли и высказывания, на самом деле уже групповые и он уже капитулировал перед группой. Это первые шаги для работы в направлении критических высказываний и снижения защиты «ценностей культа» в процессе общения с культистом. Консультант должен помочь по другому посмотреть на ситуацию попадания в психокульт и сломать «диктофон», который воспроизводит реплики/тезисы культовой группы.

Сами по себе тезисы должны быть нейтральными, не нападающими и обобщенными, но с учетом культовой идеологии.
Лайфспринг в Уфе, фото 2012 года

Например, в случае Лайфспринга (пишу очень сжато, не для конверта, а просто как тезисы «шаблонов»):

  • «многие успешные люди прошли занятия и им помогло»;
  • «западные/отечественные ученые/наука не может всё объяснить»;
  • «я/он/кто-то получил пользу»;
  • «это небольшие деньги, поэтому не опасно»;
  • «это вложения в себя, которые окупятся»;
  • «лайфспринг на Западе/в другом месте плохой, но у нас другой — хороший»;
  • «я не могу перестать туда ходить, т.к. там находятся важные/близкие для меня люди» («стокгольмский синдром»);
  • «вокруг меня много неудачников/ленивых людей/глупцов, нужно развиваться и быть лидером»;
  • «ты должен убедить меня и возможно я не пойду туда, но я буду выбирать что правда, а что нет».
Для другого культа можно подготовить свой перечень вопросов и т. д. Данный подход позволяет сочетать элементы некоего «действия на сцене», признаки «честной сделки» и возможности, на определенном этапе дискуссии, ухода к критическому и рациональному общению.
Статья написана 20 мая 2014 г. для моего старого блога «Социальная психология в действии»
Михаил Вершинин
Социальный психолог