Михаил вершинин

Если работодатель посылает на тренинг в культ?

Рекомендации сотрудникам компаний, как избежать прохождения корпоративного обучения в рамках идеологии культа или секты
  • /
  • /
Очень часто можно столкнуться с ситуацией, когда ваш работодатель, начальник или коллеги попали в деструктивный культ и начинают активную вербовку внутри компании.

В случае с коллегами это еще самый простой вариант. А когда начальство или руководство в рамках своих законных прав отправляет вас учиться "новым навыкам" в секту?

Есть ряд культов, например Саентология с ее WISE, которые просто зациклены на бизнес-компаниях. В Самаре, как и в любом городе есть десятки компаний, где персоналу «промывают мозги» Роном Хаббардом. А есть компании, которые несут «счастье людям» через Лайфспринг («Источник жизни» с его тренингами личностного роста) или другие учения.

Из интересных фактов, которыми могу поделится:

  • определить «точку невозврата» руководства компании, при саентологическом поглощении достаточно просто — на семинары в Питер/Москву к саентологам ездил? Если да, то скорее всего мы прошли «точку невозврата», т.е. когда переубедить и спасти руководителя компании очень затруднительно!
  • при захвате компании культы стараются начинать с юридического отдела, отдела продаж, кадровиков и бухгалтерии. Через отдел кадров самое оптимальное, т.к. это позволяет остальных, в рамках трудового законодательства, отправить на переобучение.
  • если вас посылают целым отделом, а не смешанным коллективом, то скорее всего «промывают вам мозг» хорошие специалисты. Частая ошибка культистов, что они начинают захватывать компанию не фокусировано по отделам, а веерно.
Как правило, при поглощении сектой компании к консультанту по выходу обращаются с двумя проблемами:

  • Первая проблема: вас тащат в психокульт на работе.
  • Вторая проблема: тащат ваших коллег в психокульт.

Важно понять, что это разные проблемы, которые одновременно сложно решить!
Фото с занятий психокульта Лайфспринг, середина 2000-х годов
Отличия по опасности: первая — убитый мозг сразу, вторая — убитый мозг коллег сразу, Ваш чуть позже. В итоге после первой волны «промывки мозгов» Организация расколется на 2 части, те которые «проникнуться идеей» и те кто будет ей «сопротивляться».

Первых будет намного больше, чем Вы думаете, т.к. большая часть найдет «эти тренинги полезными и не страшными». Вы же оденете «роль» людей, которые есть в каждой организации из-за «которых она всегда терпит неудачи». Причем вред от «таких» может быть не заметным. Это стандартная тактика по разделению группы и захвату контроля над ней.

Ситуацию, что все пройдут «обучение в секте» и не получат вреда мы не рассматриваем, т.к. на это способны только определенные люди, которых вряд ли больше 3−4% в обычной компании.

Стратегии для решения проблемы для Вас и для коллектива совершенно разные. Осуществление обоих удваивает риски и Вы скорее всего проиграете. Вторая стратегия для второй проблемы может помочь, но вы можете стать «агнцем» на алтаре свободы (т.е. безработным). И что в той ситуации, и что в другой — дружного коллектива («как раньше») у Вас больше никогда не будет.

Прошу сразу простить за «ультимативность» и «однозначность». Это не так, я могу Вам объяснить какие то моменты, но прописывать их сразу, это как статью написать по конфликтологии и рейдерству.

Почти половина моих клиентов это запросы из сферы бизнеса.
Кейс про отель
Были случаи, когда крупная сеть отелей купила в Самаре отель и столкнулась с тем, что там 90% активных саентологов.

Московский офис стал нести потери на «откомандированных сотрудниках». Сначала они пытались решить это через свою службу безопасности и потеряли двух бывших офицеров МВД (их взломали через секс), затем наняли бывшего сотрудника ФСБ, а потом уже обратились ко мне за небольшой консультацией.

Проблема была еще в том, что головной офис не понимал, что без увольнения части персонала эту проблему не решить. В итоге вывески сменились, а их конференц-залы все так же арендовали самарские саентологи и MLM-щики, а потом отель закрылся и не работает до сих пор.
От обратившегося за помощью важно получить ответы:
Вы кто по иерархии и по должности? Сколько лет в компании? Директор у Вас собственник? Образование? Профессия? Возраст? Семья, дети? Армия? Он не сильно православный часом? Кто завербовал его? Как относится зам к этому? Количество сотрудников? Отрасль? Офисы в одном месте или разбросаны? Все офисные или есть фронт и бэк офис (+вспомогательный)?

Очень часто из тех кто обращается за помощью, тоже ищут «волшебника на голубом вертолете», наивно полагая, что «специалист то все объяснит за один раз начальству и те одумаются!» Реальность, как правило другая.

Классический вариант: семинары под эгидой саентологической ассоциации WISE в городе, начальство попадает под влияние «саентологического бизнес-тренера, мега известного коучера», который просто объясняет в чем проблема («внутри компании есть враги, которые мешают ей развиваться»). Начальник сначала «развивается сам», ездит в Питер (у нас там центр промывки мозгов бизнеса у саентологов РФ) и возвращается. Сколько по Вашему уже натикало на счетчике? От 10 000 до 30 000 евро!

А вот что босс будет говорить Вам: «Вы должны сами это прочувствовать», «Вы мне ДОЛЖНЫ доверять, я же вам добра желаю» и пр.
Парадокс
Очередной парадокс: человек добившийся успеха в карьере или в каком-то профессиональном поприще — переносит свою успешность и на все остальные виды жизнедеятельности.

На самом деле если вы доктор экономических наук, то это не защищает вас от попадания в экономическую пирамиду.

«Мудрость и статус» не является защитой от манипуляций. У меня есть знакомые профессора, и мне приходилось пару раз выливать, впаренный им коллегами, Гербалайф в унитаз (моего мнения было не достаточно, т.к. было жалко потраченных денег)).
Плакат «лидерской команды» одного набора психокульта Лайфспринг, середина 2000-х.
А теперь представьте, что проблема не в саентологах, а в гадалке? Мало какой из собственников-руководителей, готов признаться персоналу (подчиненным (!)), что стал жертвой обмана и нанес фирме финансовый ущерб! К тому же есть поразительный эффект (об этом исследовании напишу отдельно), что чем больше мы тратим на какой-то неэффективный и неправильный проект, то тем сложнее нам его «закрыть и остановить», т.к. мы начинаем бояться не оправдать понесенные затраты (в бизнес-проектах для избежание подобного используют планирование, контроль расходов, контрольные точки и анализ затрат) и т. п.

В работе с простыми клиентами доходит до абсурда: люди уже мочатся под себя на тренинге или испытывают галлюцинации, но продолжают посещать следующие занятия. Угадайте почему? «Мы заплатили 10 000 рублей за 4 дня, нам плохо на втором дне, но если не ходить то деньги пропадут» (их не возвращают)"

И второй парадокс, то что люди готовы заплатить 1000 евро шарлатану за апгрейд своей кармы, но сомневаются в необходимости платить за услуги психолога.

Для некоторых боссов компаний в редких случаях являются критически важными: мнения группы экспертов (считайте: оплата приезда и проживания 3−4 специалистов), спецслужбы или МВД (особенно если человек служил в офицерском звании) и т. д.

Консультанту нужно понять, что являлось авторитетом до культа у начальства: родственники, семья, книги, видео, религия, друзья, «фанат американского»? Большую роль играет информация о собственниках и акционерах компании (часто они могут вмешаться и исправить ситуацию, но тут проблема в том, что не у всех в компании есть выход на хозяев бизнеса).

Однако идя официально на спасение своего начальника нужно понимать, что у вас есть все шансы потерять работу — это вызов его мнению и его ошибкам. Публичный вызов. Часто пассивное сопротивление внутри компании (некий «критический партизан») является более продуктивным методом.

Одноразовые тактики избегания обучения

Есть ряд одноразовых тактик как не попасть в первый раз, когда вас посылают на занятия в культ: больничный, справка о кредите (нет денег оплатить), запрет веры (православие их запрещает), запрет мужа (ревнивый).

Проблема в том, что первый раз не пойти на вербовочное мероприятие (а первая промывка мозгов в компании, как правило самая деликатная, т.к. они изучают ваши корпоративные серые вещества) не решит проблемы, если вы решили остаться в такой компании и терпеть до последнего.

После первой волны, компания уже разделена на «продвинутых» и «отсталых» (вы).

Нельзя даже думать о том, что все сотрудники скажут «нет промывке мозгов» на первом вербовочном занятии. Приоритеты и цели у всех разные, многие мечтают «жить по указке». Например, региональный филиал одного федерального канала долго возглавлял саентолог с поддельным дипломом о высшем образовании. Там весь персонал новостной передачи отправляли на «тренинги», кто не ходил или прогуливал хоть одно занятие — сразу увольняли…

А потом «продвинутые» начинают внутри компании «совершенствовать отсталых».

Идти на семинар, что бы там выступить с опровержениями и рассказами об ужасах культа — очередная утопия, которая не работает. Это лишь утвердит вашего босса, что вы как раз тот человек, который мешает развитию компании («внутренний враг»), а «тренер» найдет фигуру для всего семинара, которую можно публично демонизировать в дальнейшем.

Как альтернатива выпить спиртного без запаха, но что бы быть в стадии (это как дешевый вариант с большими рисками). Есть еще несколько спорных вариантов снижения влияния, но самое лучше - не ходить на семинар. Но тут, повторюсь, вы автоматом становитесь теми самыми — «отсталыми».

«Игнорирование семинара» сработает если никто не пойдет, но такого практически невозможно достичь, а сам «процесс организации бойкота» сделает вас «личным врагом шефа» — «змеей, которую пригрел». Если представить, что вы все договорились «как себя вести на семинаре против сектантов-тренеров», у вас будут разучены вопросы и роли, а самое главное люди должны понимать что это за «штука», а не задавать вопросы не понятно о чем, то небольшие шансы есть.

Вы можете быстро скатится к ситуации, когда вас публично «сожгут» (может и тренер кстати) и покажут всем, что делают с несогласными.

Для вас в ситуации когда ведут на «корпоративный забой мозга» важно понимать свои риски, приоритеты и критерии выбора!
Популярные в психокультах «веревочные курсы», Лайфспринг, середина 2000-х.
Можно максимально защититься и ходить туда, и искать другую работу. Дольше проработаете, меньше вреда (условно).

Фактически вопрос стоит проще, что для Вас дороже: Ваша психика или Ваша работа (ответить честно Вы можете себе только сами, без утайки).

Коллектив при размышлениях уберите в сторону, это у Вас вытеснение каких то других проблем. К тому же после первого тренинга у Вас будут три группы: «мы все умрем», «мега супер круто», «там что-то есть, а когда зарплата?». Но отношений таких как раньше уже не будет.

Если Вы решили поступить разумно и Вам дорога Ваша психика, то можно уйти с подстраховкой. Нужно лучше знать свои трудовые права, что культисты-работодатели могут, а что нет + можно сильно хлопнуть дверью (необходима консультация у независимого юриста по трудовым отношениям).

Кадровые агентства смогут поставить контору в блэклист (кто следит за репутацией), Росохранатруда сможет упроверятся и можно при записи на диктофон и т. п. потом подать в суд о моральном вреде или нарушении ваших прав, но это будет стоить денег, нервов и времени.

UPD: Совершенно забыл упомянуть, что бывают случаи, когда идет осваивание бюджета на корпоративное обучение и топ-менеджеры выбрали «культового тренера» по незнанию или по яркости его «фокусов». В данном случае нужно интересоваться как долго это будет длиться, часто ли, будет ли привязана к этому переаттестация и т. п.
Статья написана 25 ноября 2010 г. для моего старого блога «Социальная психология в действии»
Михаил Вершинин
Социальный психолог