Михаил вершинин

Вербовка: использование хора в процессе индоктринации

Статья про использование групповых активностей ля вербовки в секту
  • /
  • /
Совсем недавно я прочитал заметку о научном исследовании «Сердца участников хора „подстраиваются“ под скорость музыки», где исследователи отмечают:
Как полагают ученые, пульс исполнителей в хоре синхронизируется благодаря тому, что пение вынуждает их вдыхать и выдыхать воздух в строго определенные промежутки времени, совпадающие со словами в песне или элементами мантр и упражнений. По словам исследователей, подобную синхронизацию и, соответственно, хоровое пение можно использовать для усиления дружеских отношений в коллективах единомышленников или коллег.
Использование песен, во время индоктринации, весьма распространенная практика для религиозных деструктивных культов. В психокультах, коммерческих культах (в них обожают петь гимны «продукту» каждый день и т. п.) и им подобным, групповое пение носит характер ритуала и служит созданию групповой идентичности, но не включает в себя психофизиологические аспекты модификации поведения своих адептов.

Я за свою практику «включенного наблюдения» в культах, напел много часов различных песен. В основном это были песни псевдохристианских деструктивных культов и немного неонацистских песен во время исследований субкультуры бонхедов. Пою я ужасно, хуже только мои танцы.

Начнем с простой уловки при вербовке, когда Вас ставят в группу людей с которыми Вы должны петь песни:
Очень редко в культе вам дадут стать с краю группы, как изображено на схеме выше. Задача вашего наставника в культе или «брата», который готов вам ответить на любые ваши вопросы, чтобы вы заняли вот такую позицию относительно группы:

Когда вы находитесь в центре группы и занимаетесь коллективным действием на протяжении 30 минут или часа, то после окончания групповой деятельности у вас меняется отношение к ранее незнакомым людям.


Более подробно о присоединении к малой социальной группе вы можете почитать в учебнике «социальной психологии». Здесь группа незнакомых людей уже меняет свой статус в ваших глазах:

  • она продемонстрировала безопасность нахождения в ней;
  • она показала доброжелательность по отношению к вам;
  • вы занимались совместным коллективным действием.

Дополнительно на изменение отношения к группе влияет смысловая нагрузка песен в культе. Они как правило все инфантильны и очень простые по смыслу. Фактически, как детские песни в детском саду. Здесь заложено несколько механизмов влияния на новичка в культе:
  • формирование позиции подчинения «родители и дети» (наставники в культе родители, адепты — дети);
  • детский уровень песен снижает критичность и понижает вашу тревожность, т.к. что в них может быть плохого?;
  • ощущение «детства» из прошлого и радости от коллективного исполнения детских песен.
Фрагмент песни мунистов «Благодать священного сада»:
1. Пусть благодать Не-бес царит, высший яв — ляя за — вет.
Луч новой жизни нам дарит истину, радость и свет.
Высшую хвалу радостно пою в бла — го — дарность Отцу!
Счастлив для Него жизнь свою прожить, вечно Ему слу — жить.
2. Свет истины в душе зажёг новой надежды зарю.
Взор обращая на Восток, Господа благодарю.

Припев:
Высшую хвалу радостно пою в благодарность Отцу!
Счастлив для Него жизнь свою прожить, вечно Ему служить.
3. Жизнь новая и вечная грудь наполняет мою.
Как счастлив бесконечно я, волю исполнив Твою.
4. Я избран, Ты доверил мне благодать Божью узнать.
Всем сердцем я клянусь Тебе:, Будет Твой сад процветать!"
Следующая уловка связана с психофизиологией человека. Очень популярна в псевдохристианских культах.

Каждое слово это вдох и выдох + как показало исследование выше «сердцебиение» в такт музыки. Составляя песню из слов определенной длины, можно заставить дышать человека в определенном темпе. Люди, которые не имеют практики дыхательных упражнений (я не про «холотропное дыхание» ибо оно тоже из культов) получают ощущение эйфории от насыщения крови кислородом, гипервентиляции легких и прилива крови к мозгу. Данное ощущение эйфории в культе объясняют «мистическим событием».

Некоторые культы любят говорить, что вас «ангел коснулся крылом», или «ты прикоснулся к нашей скрытой духовной доктрине» и т. п.

Некоторые идут дальше и сводят с хоровой практикой еще элементы «новояза», когда вы поете песни со словами, чей смысл понятен только избранным и т. п.

Важно понимать, что само по себе групповое исполнение песен в религии частая практика и не несет в себе скрытого умысла или злых намерений. Простая форма коллективного проведения неких религиозных ритуалов. В культах подобная практика в совокупности с манипулированием и техниками модификации поведения, позволяет снизить критичность у человека и сделать незнакомую группу людей более привлекательной и безопасной.

В отличие от других уловок культов, защита здесь весьма проста — понимать отчего эйфория и понимать, почему вам эти люди стали казаться «нормальными и добрыми».
Статья написана 26 августа 2013 г. для моего старого блога «Социальная психология в действии»
Михаил Вершинин
Социальный психолог