Михаил вершинин

«Бизнес молодость» или старый способ Остапа Бендера

Заметка 2011 года про коммерческий культ
  • /
  • /
На «Открытом сознании» поднялась интересная дискуссия о новомодном течении в бизнес-образовании — «Бизнес молодость».
У одного из посетителей проекта Sektam.net знакомые стали относить все свое заработанное в группы поддержки «Бизнес молодость». Я со своей стороны столкнулся с огромным количеством спама во Вконтакте, где «,оты» разносят чудесные вести о том, что «стать миллионером легко». Думаю всем будет интересно задуматься о том все ли «бесплатные советы» приводят к «хорошим результатам».
Дашкиев и Осипов - фото с Slon.ru
Самарская контора сидит по этому адресу: http://molodost63.ru/ + я видел их банеры по городу.

Основное продвижение — спамботы во Вконтакте. Целевая аудитория старшекурсники и молодые специалисты.

Контора «Бизнес молодость» представляет из себя ПБОЮЛ «Осипов», т. е. частный предприниматель, который скорее всего сидит на упрощенке.

Девиз: Заработай или умри бедным и одиноким!

Вся реклама и продвижение в стране ведется московским маркетинговым агентством «Моксель» (http://retail5.ru). Все сайты (например: http://molodost.bz/) зарегистрированы в 2011 году на это агентство.

Все телефонные номера и колл-центр + фотосессия и т. п. управляется на аутсорсе данным агентством.

Из всех достижений, которые опубликованы на сайте у данных тренеров (Дашкиев Михаил Юрьевич и Осипов Петр Валерьевич) по созданию бизнеса пара благодарностей от ульяновской городской думы (за участие в мероприятии «Уляновск вперед»). Дипломы напечатаны на струйном ч/б принтере!

Технология работы

Сочетание подхода «Школы Морозова» о «100% методе сделать успешный бизнес» + использование терминологии «коучинг» и т. п. + грамотное (и не дорогое) продвижение в регионах. В создание сайта, рекламу и т. п. вложено не более миллиона рублей (минимум 500 т.р.; с учетом 70 000 рублей месяц в продвижение во вконтакте и др соц сетях").

Основной тезис «сделать свой бизнес и разбогатеть легко — если делать все по их «секретному методу». Идет завлечение на бесплатный мастер-класс, где «юные абрамовичи» (о которых крайне мало информации — закончили московские вузы, а один продажник из «Арсенала» Тарасова) рассказывают молодежи из провинции в стиле американских пасторов-евангелистов и рисуют странные графики (инструменты контроля сознания: подавление авторитетом, истории успеха, подсадные утки + односторонняя коммуникация).

После бесплатного «Гостевого вечера» идет «продажа эрзаца-продукта» и подсаживание на «вовлеки других». Формируются группы поддержки (наподобие команд в Лайфспринге), а самым активным продают «Тренинги для тренеров от Бизнес Молодости» (создание сети вербовщиков).

UPD (Константин с одного форума): Тренинг (4 занятия в месяц по 3 часа) — 7 500 руб. Минимальный рекомендуемый курс — 2 месяца. Летом 2011 года цена была 5 000 руб.

Работают в основном в Поволжье.
Выводы
В условиях спада продаж дорогих семинаров и сложных продуктов в сфере образования — нормальное явление для создание пирамиды в дешевом успешном обучении. В США данный рынок развит уже давно и активно развивается. Вердикт — коммерческий культ.
Забавные комментарии и отзывы:
Интересный отзыв, как раз в стиле халявщиков. Потом они в суде с удивлением узнают, что надо платить налоги и т. п.
Накачивание толпы на стадионе или в большом зале позитивными эмоциями, лозунгами, волнами хлопаний и т.п. - это стандартные техники работы с паствой у неопятидесятников, псевдо-баптистов и иже с ними. Я не удивлюсь если скоро будут еще рассказы «как я стал миллионером» от других участников и хоровое пение бизнес-мантр.
Отличное замещение, которое обожают всякие нлп-исты и им подобные шарлатаны. «Практика важней теории». В данном случае молодой человек просто не понимает ценности высшего образования — оно для него исчисляется в рублях, а нематериальные активы он понять не может. :) Ориентирование на «вложи рубль, а получи два» начинает влиять на все сферы поведения и мышления индивида (см. Теорию Фестингера). Люди хотят получать высшее, только для гарантированного трудоустройства, а не для того чтобы стать умнее… :(

http://exxtra.ru/ — предлагает аутсорсинг для интернет-магазина. И этот бизнес развивает молодой человек, который не видит ценности в высшем образовании (хотя фото явно с музыкальной школы).
Молодым специалистам нравится то эмоциональное состояние, до которого их доводят «молодые бизнес-пасторы». Подобные ощущения, только с религиозным экстазом многие получают на проповедях различных культов и сект.

В этом плане успех подобного бизнеса очень прост -" не важно, что Вы продаете, а важно как". Берете наиболее восприимчивую аудиторию, с малым опытом, но завышенной самооценкой и предлагаете им «просто способ стать богаче» — и вот очередь к мавзолею выстроилась.

http://anturium-studio.ru/ — сайт по продаже букетов. Офиса у них нет, но с «БМ» глядишь будет!
«Историческое важное для города» — придание мистического и элитарного смысла культовому мероприятию, для поднятия самооценки.
Действительно — 20 000 рублей перевернут вашу жизнь…
«Вторая семья», «большое дело», «мир возможностей», «мысли материальны» и т. п. энергия и эмоции. Именно поэтому я объясняю на лекциях и семинарах, что эмоции отключают критическое мышление. «Заряженная толпа» готова «покупать» и «следовать» за чем угодно…

http://bani5.ru/ — сайт по продажам готовых бань. Модуль интернет-магазина отключен за неуплату. Вот такой вот бизнес через интернет…
Типичные мантры о том, что «думай о богатстве и оно материализуется, избегай негативных мыслей, игнорируй неудачи» очень легко ложатся на рафинированные головы молодых студентов.

Большинство из них пытается торговать чем угодно, для извлечения разовой прибыли. У клиентки, с чьей истории началась дискуссия — молодой человек относит все деньги, занимает, лишь бы оплачивать «еще немного БМ». Ведь только там «ему сносит крышу» и «он чувствует, что невозможное возможно».

Отрезвление наступает потом, когда узнаешь о штрафах из налоговой, пенсионного фонда и о том, что реальность предпринимательства совершенно другая. Без розовых соплей и отутюженных костюмчиков на сцене.

P. S. В 90-е я был студентом-предпринимателем. Пережил много бизнесов и знаю о чем говорю.
P. S. 2. Я не могу отнести «Бизнес-молодость» к жутким тоталитарным сектам. Это обыкновенная пирамида многоуровнего маркетинга, построенная на дефиците в коротких курсах обучения (типа МВА за 1 день). Доширак в бизнес-орбразовании.

UPD: Специально уточняю про свое «бизнес-образование» для последователей бизнес-культов и в том числе для почитателей движения «Бизнес-молодости»:

  • International Management Education (IМЕ -Финляндия) «European Diploma in Marketing, Dip. EMC»
  • Академия управления и экономики AFW (Германия), Harzburg-Zertifikat «Projectmanager»
+ 9 лет ПБОЮЛ (HoReCa & Luxury и это без учета работы в консалтинге или гос управлении), грамоты от «Деловой России», кадровый запас «Деловой России», московские премии «Серебряного лучника», «Золотого сайта-2009» и др.

Для чего я все это добавляю: не серьезные беседы, если Вы пытаетесь апеллировать к моей личности или опыту, писать «гад» или «добейся сам». Либо у нас будет конструктивный и вежливый разговор, либо я буду удалять Ваши «рекламные или агрессивные посты».

Слушать проповеди от «начинающих бизнесменов» у меня нет времени. Зато я желаю Вам удачи в этом сложном «посевном процессе Ваших золотых»!
Заметка написана 21 ноября 2011 г. для моего старого блога «Социальная психология в действии». Была одна из первых критических статей в рунете про Бизнес-молодость.
Михаил Вершинин
Социальный психолог