Очень сложный вопрос. Формально есть ряд кодексов и законов, которые распространяются на вашу деятельность. Однако если вы еще верующий, то на вас дополнительно накладывается религиозные ограничения и идеология. С результатом такого влияния мы встречаемся в виде проявления абсурдных направлений, таких как «православная психология» или «поиск православного ДНК души».
Лично я стараюсь следовать рекомендациям российских практиков и кодексов по процедурам оказания консультации, но ориентируюсь на западные кодексы по принципам консультирования пострадавших от деятельности культов. Например, предоставить по первому запросу информацию о других консультантах или интересы «жертвы культа» становятся приоритетней интересов заказчиков, после начала личной коммуникации с «жертвой».
Как вы видите нюансов очень много, а уж вопросов морали…
Многие из культистов и экс-культистов, считают недопустимым некоторые мои техники консультирования (работа через активные эмоции, выстраивание эмоциональных связей, консультирование с использованием активной подачи материала (книг) и т. п.), другие наоборот. Для кого-то запуск критического мышления, через иронию, юмор считается «детским ребячеством», а для кого-то (есть и такие, но это пример не моего метода) пассивный метод повышения критичности мышления «жертвы».
Специалистов и методик много, печально, что многие «специалисты» пытаются заниматься консультированием по выходу, основываясь только на своих знаниях и любимом методе, без системного подхода, активного самообучения или изучения методологии консультирования по выходу. Я, например, сталкивался с психологом-консультантом по аддикциям (алкоголь и наркомания), который практически ничего не знал из социальной психологии и искал генетическую предрасположенность к культам. А это согласитесь, так же звучит «как ДНК души».
Мораль должна быть вашей личной (!) основой выбора тех или иных действий в работе с пострадавшими культов, но не должна определять этот выбор. Мне например, как поборнику семейных ценностей (с 17 лет в счастливом браке) сложно работать с людьми для которых беспорядочные половые связи норма, поэтому я стараюсь не работать с такими (хоть я последователь неофрейдисткой психологической школы). Однако я не смею осуждать кого-то за его взгляды или веру. Работа консультанта по выходу это не борьба за правильный образ жизни, мораль и нравственность — мы должны помогать людям возвращаться к умению самостоятельно выбирать и принимать решения, критически мыслить, но не более.
В этом плане ваша мораль должна вам помогать не «гнуться» под культовым воздействием при «включенном наблюдении» (например, для многих мужчин, попадающих к мормонам, важно что этот культ позволяет иметь жену+нескольких подруг жены (младшие жены) от 12 лет и старше; либидо многих мужчин может подтолкнуть их к принятию идеологии культа (только сразу прошу не надо говорить об Исламе, это отдельная и большая тема «заимствований форм из традиционных религий»)). Но с другой стороны ваша мораль должна заканчиваться там, где начинается чужая (кстати находясь в культе вы должны демонстрировать отдельную от своей личной — систему ценностей и морали, иначе становитесь автоматически объектом воздействия групповой динамики; об этом напишу отдельно).