Михаил вершинин

Как Вашу фирму могут захватить сектанты и культисты

Статья о рисках и возможностях захвата представителями сект контроля над юридической организацией
Секта это бизнес, где один из основных показателей — получение прибыли. Прибыль приносят новые адепты, члены их семей и родственники, но также культы заинтересованы в захвате контроля над субъектами экономической деятельности — коммерческими компаниями. Ведь в случае успеха деньги компании становятся прибылью для секты, которая помогает «обрести новые знания» собственникам и сотрудникам компании.
Небольшая история
Недавно выяснил, благодаря Следственному комитету Московской области, что накрыли архив документов Саентологов в их центральном офисе. Среди документов был актуальный список врагов саентологии в России.

«Потенциальных источников неприятности» и «подавляющих личностей» у нас не так много оказывается — около 200 на РФ, с учетом представителей традиционных религий. Все это достояние было отсортировано по областям — такая «мега секретная шляпа саентологов», с названием «Враги, люди открыто нападавшие на саентологию и оскорблявшие саентологов (за то, что они саентологи)».

В Самарской области лежало только одно досье — мое. Я конечно видел копию своего досье в Самаре, которую мне любезно показали компетентные органы, но то что меня выдвинули на национальную «премию» от региона — забавно. И это сподвигло меня написать статью, как саентологи или другие секты могут проникнуть в бизнес.

И так, давайте рассмотрим ситуацию, когда Вашу фирму пытаются захватить культисты…

Захват может идти через следующие «заинтересованные группы»:

  • отдел кадров — является ключевым для культистов, т.к. через него можно окучивать целые подразделения или лоббировать своих «людей»;
  • отдел продаж — представителей данного отдела легче заманить на «сектантский семинар» или поделиться «рецептом удачных продаж»;
  • акционеров -когда акционеров мало, то контроль над ними очень важен, т.к. они могут одним «росчерком пера» отправить всю компанию на переподготовку к культистам;
  • топ-менеджмента и линейных руководителей — обычно их вербуют либо через «семинары», либо через родственников; «Завербованные» начинают сначала со своих подчиненных (по вертикали вниз) и только потом присматриваются к другим руководителям (по горизонтали компании);
  • родственников топ-менеджмента или собственников — во многих культах отлажена система вербовки «родни», потом окучивание через них «цель», а потом уже захватывают бизнес;
  • внешних консультантов — много профессиональных вербовщиков скрывается под вывесками различных консалтинговых компаний; однако определить их принадлежность достаточно просто, при условии, что Вы критически настроены и умеете искать информацию и значения слов в Google.

Вербовка идет обычно через:

  • личная вербовка ключевых сотрудников — целями служат ключевые сотрудники: финансовый директор, коммерческий директор, директор по персоналу или генеральный директор.
  • корпоративное обучение — Вас могут отправить на учебу или Вы случайно решите пойти на «интересный семинар».
  • вербовка через близкое социальное окружение — через уступки «родне» проще «обучить» нужных ключевых сотрудников (в данном случае достаточно для начала любого бухгалтера, который имеет доступ к информации о зарплатах, что позволит определить Вашу «заманчивость для мозго-флибустьеров».

Я немного затрагивал тему как избежать вербовки через работодателя в статье «Что делать если Вас посылает в культ работодатель?».

Но в действительности ваши возможности ограничены вашим положением в компании.

  • Если Вы рядовой исполнитель, то самым простым вариантом будет смена места работы (даже если у вас все было хорошо и прекрасно, поверьте — психическое здоровье дороже, т.к. в последствии Вы начнете вербовать своих членов семьи «для укола счастья»);
  • Если Вы линейный менеджер, то все зависит каким подразделением вы управляете (генерирует оно прибыль или обслуживает бизнес-процессы) и какие у вас контакты с руководством и собственниками компании. Часто руководители отдел продаж уходят командой и создают свой бизнес, выводя клиентов и ценных сотрудников с тонущего корабля. Альтернатива только воздействие на собственника или руководителя, вплоть до кадровых перестановок;
  • Если Вы собственник бизнеса или руководитель, то начинайте увольнять или ставить в лист на сокращение, сотрудников и руководителей, которые активно помогают культу захватывать ваш бизнес. К сожалению, вам сложно контролировать личную жизнь и поведение сотрудников вне работы и на работе (максимум вы можете следить за своими непосредственными подчиненными), в то время как культы захватывают все сферы жизнедеятельности сотрудника (который начинает себя вести, как «наркоман, скрывающий на работе употребление психоактивных веществ). Формально «работник-культист» может смириться с вашей позицией, а на самом деле «еще ревностней исполнять свой святой долг по вовлечению в секту», поэтому с увольнением лучше не затягивать.
Помните, что поглощение культом вашей компании или работодателя мало чем отличается от рейдерского захвата, разве что обычно происходит тише и быстрее.
И очень часто мы считаем, что секты бывают «только религиозными» — это не так, те которые охотятся за бизнесом, редко выглядят, как «религия».

Что нужно делать в целях безопасности:

  • Проверяйте информацию о всяких ассоциациях, чьи методики вам предлагают;
  • Проверяйте БИО авторов книг и методик, которые вам предлагают;
  • Проверяйте название фирм, которые оказывают вам услуги;
  • Проверяйте и ищите критическую информацию…
Возникает вопрос как? Используйте поисковики деловых медиа и сообществ, повбивайте в Гугле или Яндексе «НАЗВАНИЕ, секта, культ, критика» и т. п. Так же «НАЗВАНИЕ отзывы, жалобы».

Лично я, таким образом, с неким удивлением выяснил, что Стивен Кови из секты мормонов и педофилов, а многие топ-менеджеры нахваливают его книгу «7 навыков эффективных людей».
Самый простой и действенный совет, который можно дать в ситуации, когда ваша компания под атакой сектантов (цитирую одну коллегу-маркетолога из Питера): Или меняй работу, или меняй работу!
Статья написана 21 декабря 2010 г. для моего старого блога «Социальная психология в действии»
Михаил Вершинин
Социальный психолог