Михаил вершинин

Как давать интервью телевидению про культы и секты

Общие рекомендации по взаимодействию с телевидением специалистов, комментирующих тему сект и деструктивных культов
  • /
  • /
Часто в нашей работе мы сталкиваемся с тем, что к нам обращаются журналисты из новостных программ и тематических передач. Работа со СМИ, выступление в прямом эфире или под запись требует определенных навыков и знаний. Просто раздавать интервью налево и направо это прямой путь к созданию образа «скандалиста и инквизитора» или к серии исков о защите деловой репутации.
Телевидение бывает разным: региональным и федеральным. Общее у них это слабое представление о религиях, культах и социальной психологии.

Региональное телевидение обычно более гибкое и открытое для диалога. Их можно попросить что-то вырезать, сделать копию для вас и т. д. Региональщики предпочитают с вами не ссориться, т.к. вы им можете понадобится потом.

Федералы это те же региональщики, которые снимают для федеральных каналов. В большинстве случаев они не влияют на то, как смонтируют материал, куда их вставят и как нарежут. Общаясь с федералами вы будете неприятно удивлены тем, что им обычно нужны только «жертвы, пострадавшие и что бы побольней было».

Журналисты очень редко могут менять сценарий, обычно у них 3−4 съемки в день. Они спешат, они опаздывают и вы для них, как еще «одно дежурство скорой помощи». Самара отличается тем, что у нас чуть ли не каждый 4-й журналист успел побывать на тренингах какого-то психокульта, обожает ОШО (не имея представления кто это на самом деле), а иногда даже встречаются хаббардисты.

Общие нюансы

Съемки нельзя проводить дома. Домашние условия это лишняя тропинка, лишняя возможность надавить на вас. У меня есть несколько клиентов, хозяев кофеен, которым я помог когда-то и они предоставляют места для съемок. Можно проводить съемки на работе, но это нужно согласовывать с начальством. В моем случае, начальство поощряет мои выступления по вопросам общественной безопасности и разрешает давать интервью на рабочем месте.

Важно помнить, что все что вы говорите на камеру может быть потом представлено в суде, или в другой передаче и в другом контексте (федералы обожают вставлять ваши фразы в идиотский сюжет или контекст). Стиль одежды лучше использовать деловой. Следите за руками — региональщики-операторы обожают снимать ваши руки отдельно, а потом засовывать их в кадр, отдельно от вас — «сенсация: говорящие ладоши».

Новости — перед каждой встречей с журналистами пробегитесь по новостным сайтам про культы и секты. Я выложу отдельно специализированные сайты, где вы можете черпать информацию о «частных концлагерях России и мира».

Повестка дня — иногда я обзваниваю несколько лояльных чиновников и представителей правоохранительных органов, уточняя нет ли какого то важного момента или события о котором я могу упомянуть в своем интервью?!

Журналисты не любят «дешевые сопли», «охи и вздохи специалистов». Уверенный голос, простые и понятные для обывателя термины и примеры. После интервью поделитесь с ними парой дежурных сплетен про местные культы не под запись, им приятно!

Важные темы в интервью

О традиционных религиях — либо хорошо, либо никак. Ни в коем случае не комментируйте их внутренние скандалы, помните, что «критика традиционной религии» по ТВ делает вас персоной «нон-грата» на многих областных и т. п. мероприятиях (обычно региональная власть плотно сотрудничает с традиционными религиями).

О милиции и спецслужбах — вы должны понимать, что у правоохранительных органов много другой работы, они редко отличаются большими знаниями культовой деятельности, чем журналисты и борьба с культами у них не в приоритетах (долго, сложно и почти все разваливается в суде). Критиковать их за это бесполезно, т.к. набор инструментов эффективной юридической борьбы с культами в нашей стране крайне ограничен: «мошенничество», «удержание силой», «неуплата налогов», «отмывка преступных доходов», «сексуальное насилие», «нанесение вреда здоровью» и всё… Вы должны постоянно помнить, что у нас полная свобода вероисповедания, а консультанты по выходу не борются с культами, а защищают психическое здоровье людей.

О борьбе — самое взвешенное решение, которое вы можете пропагандировать это борьба с культами с помощью налогового законодательства и денежных штрафов, как во Франции и Прибалтике. Вы должны помнить, что борьба с культами не наша задача, мы можем помогать как эксперты на безвозмездной основе государству и спецслужбам, но борьба с ними это не наша работа и не нам говорить на эту тему (кроме высказывания опасений, что если начнем преследовать за веру, то придем к «публичному сжиганию ведьм»).

О своих контактах — давайте их всем журналистам, но никогда в прямом эфире, иначе вы можете «подставить свою работу». Обговорите с ними, что мобильный для них, а другой телефон — для других. В самом начале моего пути журналисты дали мой мобильный в прямом эфире — 10 звонков в час в течение нескольких дней…

О фамилиях и названиях сект — обширная отдельная тема, но вкратце: вы должны понимать, что назвав культового лидера сектантом, а его организацию рассадником «зомби», вы возможно только что нанесли «тяжелейший удар по его моральному облику, деловой репутации и психическому здоровью». И вы идете в суд! Вернее вас ведут… 7 из 10 деструктивных культов в нашей стране действуют, как легальные юридические лица, чья деятельность не запрещена законом! Поэтому вы должны ссылаться на источники СМИ, решения научных конференций (где полностью озвучивается список «врагов общества») и т. п., но никогда не работайте напрямую по лидерам и их организации. Вам задают вопрос о «культовом лидере Иванове» — отвечайте на него, но говоря о схожей практике других культов, но так как будто говорите не об этом. Я в другой статье распишу эти фразы и принципы построения беседы.

Контакты пострадавших — очень редко пострадавшие от культов или их родственники готовы выступить по ТВ. Это нужно понимать и принимать. Искать жертв для журналистов, которые говорят «если сект так много, то где пострадавшие» в большинстве случаев бесперспективно. Нахождение в культе по психологическому вреду более ужасно, чем изнасилование в подворотне и т. п. Однако найти «жертву изнасилования» так же сложно, как и желающего рассказать о культе. Заранее обговаривайте с клиентами возможность дачи интервью, но не давайте журналистам самостоятельно договариваться с вашими клиентами.

О государстве и обществе — вы должны просто и понятно объяснить, что у государства много других проблем. Культисты менее заметная проблема, т.к. «граждане с удаленным мозгом» продолжают ходить и дышать, а 40 000 погибших на дорогах в этом году нет. Приоритеты у государства сейчас смещены на более важные проблемы и это нужно понимать.
За все время своей работы я раздал свыше 40 интервью по ТВ и ни разу меня не таскали в суд. Некоторых особо популярных лидеров культов в Самаре я называю иносказательно и очень подробно описываю в передачах, но юридически мне не могут ничего предъявить, т.к. я не называю ни их, ни их учение, но подробно описываю, что все зрители понимают (например «мадам Грабовая», а женщина лидер культа у нас одна в Самаре).

Очень устаешь давать интервью, т.к. в 90% интервью я говорю одно и тоже, привожу практически одни и те же примеры — это немного демотивирует, т.к. кажется, что занимаешься всякой «фигней». Терпите, т.к. не дать попасть человеку в культ в сотни раз важней и проще, чем потом вытаскивать его оттуда. Работа со СМИ это важная и обязательная часть работы консультанта по выходу — мы с Вами ньюсмейкеры и комментаторы, жалко что мы комментируем всегда неприятные события и происшествия.
Статья написана 3 декабря 2010 г. для моего старого блога «Социальная психология в действии»
Михаил Вершинин
Социальный психолог