Михаил вершинин

5 основных ошибок при общении с культистом в семье!

Статья о наиболее часто встречающихся ошибках со стороны близких и родственников попавшего в культ при общении с ним
  • /
  • /
Итак пройдусь кратко по наиболее распространенным ошибкам, которые очень часто воспроизводят родственники культистов, общаясь с пострадавшими! Если Вы ведете себя, как Вам удобно, но при этом совершаете эти ошибки, то в дальнейшем это крайне затрудняет работу консультанта по выходу.
Я специально обобщаю эти поведенческие ошибки, что бы было максимально понятно, применимо к разным ситуациям. То, что я описываю — это мое видение ситуации обращения к специалисту, после непродуктивных попыток «самолечения».

И вот они:
Ошибка № 1 «Мы будем бороться с культом, а не помогать пострадавшему родственнику»
Часто родственник столкнувшись с тем, что его близкий попал в деструктивный культ, становится крайне дезориентированным. Страх перед резким изменением поведения и ресоциализацией «завербованного родственника», трансформируется в нападение на культ, как источник всех проблем.

Родственникам достаточно сложно себе объяснить и понять, что произошло с их близким, почему он стал «совершенно другим и отстраненным», но им понятно из-за кого/чего. Агрессия по отношению к культу/лидеру культа становится реакцией на страх и непонимание.

Циничная правда в том, что культ тут не причем, т.к. он делает то что должен — вовлекает в свои ряды потенциальных жертв для финансовой, личной или сексуальной эксплуатации.
Странно обвинять грифона, что он любит есть падаль?! Возможно, вас удивляет подобная трактовка, но в ситуации когда Вашему родственнику нужна максимальная помощь, Вы тратите время на хождения по десяткам инстанций и ищите всесильные органы, которые борются с сектами и «исцеляют за один сеанс». А таких в нашей стране пока нет…

Культ же использует Вашу агрессию, угрозы и жалобы для создания чувства вины у «вовлеченного» и заставляют его быстрей разрывать с Вами отношения. Ваша агрессия на культ лишь упрощает им «промывку мозгов родственника».

Важно понимать свои приоритеты и возможности. Есть у Вас сотни тысяч рублей на реальное создание череды неприятностей культу или только желание отомстить из-за страха, боли и непонимания того что происходит с «завербованным родственником»?
Есть исключение: если Ваш родственник попал в зависимость от небольшой культовой авторитарной группы с одним авторитарным лидером (до 25−30 человек, без филиалов), то иногда понимание лидером группы «потенциальных проблем и рисков физической боли» приводит к тому, что он отпускает одного «культиста». Но это сложно и часто не однозначно с правовой точки зрения и конечно дорого и так же не решает проблемы «самого вреда, полученного в культе».
Ошибка № 2 «Мы заберем у него деньги, документы, ограничим передвижение и заставим делать как нам надо»
Самая простая и понятная реакция это «поставить в угол», «наказать» и «отнять блага цивилизации», но она не всегда правильна и не подходит для большинства ситуаций. Контроль над расходами и общением может помочь только когда речь идет о несовершеннолетнем родственнике, и только на стадии его вербовки в культ (когда еще не наступила вторая стадия по Левину).

В случае с более самостоятельным родственником, нормальным выглядит консультирование с юристом по гражданскому и наследственному праву. Чтобы понять какие слабые места есть у вашего имущества (часто квартира и недвижимость является в праве общей собственности с «вовлекаемым»). Правильным будет сменить место хранения максимального количества юридических документов (паспорт и т. п.).
Однако модель отношений «делай так, тогда дадим это», в случае с культами не работает. Все кто попадают в культы и большая часть вербовщиков, делают это ради какой-то «великой и значимой цели» (для них). Пытаясь с помощью «ограничения потребления благ» заставить делать «вовлекаемого», как Вам нужно — большая глупость.

С одним из моих практикантов, мы вели 1,5 года исследование на добровольцах в культах (студенты первого и второго курса, без какой либо подготовки), посещали несколько культов и проходили тестирование после каждого посещения. Мы замеряли их эмоциональное отношение к разным личным ценностям. У большинства после долгого посещения выработалась «подстраивание (копирование)» эмоций лидера (или главного проповедника в этот день) и фокусирование на «виртуальных благах духовной будущей жизни в культе», в тоже время материальные блага и личное потребление (в том числе привычки одеваться и т. п.) становились менее важными.

Пытаясь «наказать рублем» Вы лишь «льете воду на мельницу» культа. Часто небольшая финансовая подпитка позволяет культисту «легально» поддерживать отношения с семьей, т.к. руководство культа получает деньги от него.

Пытаясь ограничить физическое перемещение совершеннолетнего родственника Вы нарушаете закон и разрушаете эмоциональные позитивные связи между Вами и «вовлекаемым».

Без этих связей консультанту очень сложно настроить работу по возвращению к нормальной реальности Вашего родственника, к тому же большую часть работы приходится делать именно родственникам пострадавшего. Поставьте себя на его место:
«Вы обрели истину и понимание, шанс жить правильно», а «Ваши серые родственники скандалят с Вами и всячески мешают Вам», «может все неудачи в жизни были из-за них, т.к. они не хотят мне добра и не понимают меня?»
Ошибка № 3 «Это все само по себе пройдет и он одумается»
Мы все с Вами обладаем мозгом, в котором есть часть т.н. «древнего мозга». Часть мозга отвечающая за наше биологическое поведение. Любые животные, а мы с Вами тоже животные, но только социальные (ну по крайней мере атеисты), в опасной ситуации ведут тремя способами: атакуют, замирают или убегают.

Кстати наши часто не контролируемые эмоциональные реакции вызваны тем, что информация через зрение сразу поступает в «древний мозг»? в обход «новой коры мозга», которая в ответе за наше социальное обличье (Подробнее все описано у Колризера, см. раздел Книги).

Так вот ситуация, когда мы «ждем все утром вечера мудренее» или «все самой образуется», «все имеют право верить и жить, как они хотят», «обожжется и поумнеет» (т.н. называемые стратегии «почти выиграл») часто подходят для разных жизненных ситуаций, но не в ситуации с культами. Если человек попал в стандартный культ, то в 9 случаях из 10 ничего хорошего точно не будет, а если он попадает в супер эффективные культы наподобие Саентологии, где процесс ломанья судеб и изымания кошельков отлажен, то в 10 случаях из 10 Ваш родственник будет психически искалечен…

Очень часто консультанты и клиенты стандартно приходят к ситуации «Разбитой вазы» (об этом отдельно напишу), когда мы помогаем, абсолютно разбитому и «психологически выпотрошенному» родственнику после нескольких лет в культе, восстанавливаться и учим «ходить в туалет без разрешения культового лидера».
Есть еще один парадокс, что чем дольше жертва находится в культе, тем легче ее вывести, но тем больше вреда она получит и наоборот.
Однако даже зная об этих ограничениях медлить и ждать нечего. Чем дольше у «вовлеченного» существует «новое Я» (новая созданная культовая личность, по Лифтону), тем дальше уходит в беспамятство «старое докультовое Я». Ждать нечего, т.к. Ваш родственник нужен только Вам. Лишь в четверти случаев друзья и коллеги по работе выступают в роли обратившихся к психологу, пытаясь помочь завербованному.
Ошибка № 4 «Мы верим в нашего Бога и он тоже будет верить»
Достаточно часто встречается в практике попытки запрета на «другую точку зрения или право другого выбора». Для многих традиционных религиозных семей (особенно некоторых мусульман и ярых христиан), попадание ребенка в культ это как «Личный грех» перед Богом или потеря «права на счастливую загробную жизнь». В моей практике были случаи с клиентами из мусульманской уммы, когда отцы семейств просто отказывались от своих детей, а матери тайно и в одиночку пытались спасти свои чада, которые уезжали из семьи в «культовые концлагеря».

Несмотря на то, что культы это зло и очень много новых религиозных движений являются лишь хорошо мимикрирующими культами — каждый человек имеет право на свободу вероисповедания. Даже в Вашей семье.

Борьба с «вовлекаемым», как осуществление «божественной миссии» по возвращению в истинную веру, как бы это цинично не звучало, ничем не отличается от попытки «культистом вербовки своей родни в культ». Важно отделять для себя попытку самостоятельно верить и самоопределяться от попадания в культ, где «жертву психически изнасилуют и выкинут».

Поэтому консультант тоже должен Вам обозначить свою позицию, что он не работает по «проблеме веры жертвы», а лишь помогает вернуть критичность мышления и самостоятельность и независимость от культа. Хотя конечно проще сделать из культиста фанатичного традиционного верующего, но в подавляющем большинстве случаев это нарушает этику консультанта.
Ошибка № 5 «Мы найдем специалиста и он все решит за один сеанс»
Я поднимал эту тему немного в "Как правильно искать помощь: работа с консультантами", "Заметки на полях: профессия "консультанта по выходу", "Заметки на полях №2: профессия "консультанта по выходу". Многие столкнувшиеся с культом в рамках своих квадратных метров, не всегда понимают с какой сложной проблемой (трудноразрешимой) они столкнулись.

Специалистов очень мало. Даже у меня в разделе блога "Консультанты" меньше 10 фамилий и при определенном подходе его можно растянуть на 20-30 фамилий - максимум и это будут специалисты, которые сталкивались с проблемой культа или не светские специалисты (в данном случае речь идет об определенном уровне профессионализма).

Большая часть специалистов не занимаются помощью жертвам культов, как единственной работой, а это для них часто вторая или третья по значимости деятельность. Но даже если так случилось, что вы нашли консультанта и начали общение - одна консультация ничего не решит.
Конечно хочется избавится от давления ответственности за пострадавшего, к том у же люди часто не любят нести ответственность за свои поступки, а уж за других и подавно.
Важно понять — быстро проблему не решить, но действовать нужно быстро!
Чувствуете разницу?

Только серия консультаций и постоянное сопровождение может привести к какому либо прогнозируемому результату (хотя гарантировать его могут только мошенники, т.к. каждый ситуативный анализ индивидуален и неповторим по своей сути).

Я уже писал ранее в других статьях, что консультанты по выходу по своему мироощущению циничны и мало верующие (издержки профессии). Нам интересна судьба наших клиентов и мы заинтересованы, что бы у них все было хорошо, но наша заинтересованность заканчивается за порогом нашего кабинета.

Судьба и последствия действий, как ваших, так и завербованного родственника это зона ответственности Клиента/Заказчика. Очень часто родственники это путают и начинают метаться в поиске «человека в белом халате, который даст лекарство от всего» и все вернется к привычной ситуации. Так не бывает…

Только совместная работа близкого докультового окружения при сопровождении консультанта может помочь вернуть самостоятельность в мышления и поведения родственнику, но если Вы «сожгли все мосты» и позитивные эмоциональные связи, то ситуация усложняется. Если нет, то в большинстве случаев все заканчивается «хеппи ендом».
Поэтому первое, что Вы должны сделать это «заморозить ситуацию», «держать глаза и уши открытыми», «использовать поиск гуглп» и готовится много читать и меняться!

P.S. Еще раз отмечу, что это моя личная точка зрения, исходя из моей практики консультирования. Удачи!
Статья написана 12 января 2011 г. для моего старого блога «Социальная психология в действии»
Михаил Вершинин
Социальный психолог